ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-397/2022 от 20.04.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Песков С.В. 7-397/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. на решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Энел Россия»,

установил:

Постановлением № 26Э-21-88-Р/П/1-041/8 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – госинспектор Росприроднадзора) Исаева Г.М. от 28.04.2021 ПАО «Энел Россия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 28.04.2021).

В этот же день указанным должностным лицом административного органа в адрес ПАО «Энел Россия» вынесено представление № 26Э-21-88-Р/П/1-041/9 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее – представление от 28.04.2021).

Решением судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14.02.2022 удовлетворена жалоба представителя ПАО «Энел Россия» Халабурды Ю.И., постановление от 28.04.2021 отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (далее – решение судьи от 14.02.2022).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Исаев Г.М. считает решение судьи от 14.02.2022 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства. Приводит доводы, аналогичные сведениям, изложенным в постановлении от 28.04.2021

Просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановление от 28.04.2021 оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав мнение представителей ПАО «Энел Россия» - Халабурды Ю.И., Никифоровой О.В., возражавших против удовлетворения жалобы, в отсутствие представителя административного органа, извещённого надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (здесь и далее положения данного закона приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в числе прочего проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложены обязанности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

При этом в силу п. 5 указанной статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила), закреплено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") (п. 24 Правил).

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;

произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;

произошло нарушение земель в результате природных явлений.

В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).

Статьёй 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно материалам дела, по результатам проведения плановой выездной проверки согласно распоряжению Росприроднадзора от 08.12.2020 № 88-р установлено следующее.

ПАО «Энел Россия» на филиале Невинномысская ГРЭС в г. Невинномысск осуществляет демонтаж выведенного из эксплуатации здания и сооружений энергоблока (парогазовой установки) ПГУ-170, выведенного из эксплуатации 31.03.2015 (акт вывода из эксплуатации от 31.03.2015).

Работы по демонтажу осуществляются ООО «ЖБС инжиниринг (ИНН 1655194077) в соответствии с заключенным договором подряда от 20.03.2020 № 4620008543, проектом производства работ от 20.05.2020. Срок выполнения в соответствии с договором до 31.12.2020. Согласно представленным пояснениям, срок выполнения работ продлевается.

29.12.2020 на момент осмотра демонтажные работы не производились. Территория выполнения работ по демонтажу огорожена, растеканий жидкостей, образованных в результате демонтажных работ, за пределы отведенной территории не обнаружено.

В проекте производства работ по демонтажу зданий и сооружений ПГУ-170 Невинномысская ГРЭС ПАО «Энел Россия», согласованного 21.08.2020 заместителем директора по ремонту филиала «Невинномысская ГРЭС» ПАО Энел Россия» В.А. Иваненко и 20.05.2020 главным инженером ООО «ЖБС инжиниринг» Б.Т. Хайруллиным (далее - Проект производства работ) изложена технология демонтажа, которая предусматривает после проведения работ по демонтажу и проведение рекультивации земель.

Так, согласно решениям, изложенным в проекте производства работ, предусмотрено (п. 4.1):

- после демонтажа переходной галереи между ПГУ-170 и блоком ст. № 11 (см. лист 15 проекта производства работ) необходимо выполнить рекультивацию земли, планировку поверхности. Минимальная толщина восстанавливаемого растительного слоя 20 см.;

- после демонтажа газохода от участка-выхода на поверхность в районе здания ПГУ-170 до действующей дымовой трубы (лист 16 проекта производства работ) необходимо выполнить рекультивацию земли, планировку поверхности.

Согласно п. 4.4 проекта производства работ - планировка территории предусмотрены следующие мероприятия:

- вертикальная планировка территории.

На участке под зданием ПГУ-170 после его демонтажа предусматривается устройство газона, отвод воды предусмотрен уклонами на существующие проезды по лоткам дорог и направляется в дождеприёмные решетки закрытой системы водостоков.

На участках озеленения, которые попадают в зону работ по демонтажу, после замены плодородного слоя и устройства выравнивающего слоя планировка участка выполняется с увязкой отметок по существующим прилегающим участкам, с максимально возможным сохранением высотных отметок и уклонов.

- решения по благоустройству территории.

Благоустройство участков под демонтируемыми зданиями и сооружениями, а также в зоне проведённых работ по демонтажу, предусматривает устройство газонов, восстановление газонов, восстановление дорожного покрытия (ямочный ремонт), восстановление поврежденных участков тротуаров, замена поврежденных бордюров, а также установка новых бордюров вдоль проектируемого газона. На участках озеленения в границах участка работ осуществляется замена загрязненного плодородного слоя. Предусматривается завоз плодородного грунта из рекультивационного отвала, как на участки проектируемого газона, так и на участки восстановления газонов. Озеленение предусмотрено - устройством устойчивого газонного покрытия. Деревья, растущие в границах проектирования должны быть сохранены.

ПАО «Энел Россия» (Невинномысская ГРЭС) не выполнена обязанность по разработке проекта рекультивации нарушенных земель и направлению уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 28.04.2021 старшим госинспектором Росприроднадзора Исаевым Г.М. постановления № 26Э-21-88-Р/П/-041/8 о привлечении ПАО «Энел Россия» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (л.д. 5-10).

Отменяя состоявшееся по делу постановление и прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из того, что разработка отдельного проекта по рекультивации земель с уведомлением Росприроднадзора о его утверждении в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утверждёнными Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, не требуется, и пришёл к выводу об отсутствии в действиях ПАО «Энел Россия» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Оспаривая состоявшееся по делу судебное решение, заявитель в жалобе указывает на необоснованность прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях указанного должностного лица состава административного правонарушения.

На дату рассмотрения жалобы краевым судом предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ истёк.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в п. 3.1 постановления от 17.07.2002 № 13-П (подтвержденной в постановлении от 11.05.2005 № 5-П), исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов осужденных и потерпевших.

КоАП РФ предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Однако доводов о нарушении судьёй городского суда существенных нарушений норм процессуального права, которые повлияли на законность принятого судебного акта, жалоба не содержит и по итогам изучения материалов дела не установлено.

Доводы жалобы должностного лица сводятся к несогласию с оценкой исследованных доказательств, что само по себе не служит достаточным основанием к пересмотру не вступившего в силу судебного решения в порядке ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, с ухудшением положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено.

При таких обстоятельствах решение судьи от 14.02.2022 подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Невинномысского городского суда Ставропольского края от 14.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Энел Россия» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Исаева Г.М. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская