ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-399/2016 от 28.11.2016 Томского областного суда (Томская область)

Судья Кайгородов А.А. Дело № 7-399/2016РЕШЕНИЕ

г. Томск 28 ноября 2016 года

Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе защитника Мельнова Ю.В. в интересах акционерного общества «Транснефть - Центральная Сибирь» (далее АО «Транснефть - Центральная Сибирь» либо – Общество) на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. от 18.08.2016, представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 18.08.2016, решение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области К. от 02.09.2016 и решение Советского районного суда г. Томска от 13.10.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «Транснефть - Центральная Сибирь»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. от 18.08.2016, оставленным без изменения решением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области К. от 02.09.2016 и решением Советского районного суда г. Томска от 13.10.2016, АО «Транснефть - Центральная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

18.08.2016 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. также вынесено представление № ЗТ-293-в/1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, предписанием, а также решением вышестоящего должностного лица и судебным решением, защитник Мельнов Ю.В. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу акты, а производство по делу прекратить. В обоснование жалобы защитник указывает, что дело не было рассмотрено полно, объективно и всесторонне. В частности, защитник ссылается на то, что в материалах судебного дела отсутствуют приложения № 13 и 14 к акту внеплановой выездной проверки АО «Транснефть - Центральная Сибирь» от 28.07.2016, а именно письма Обшества от 07.07.2016 и 08.07.2016. Данные письма были представлены Обществом в Росприроднадзор по Томской области и были исследованы государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. В то время как судья районного суда не мог оценить данные доказательства и принять решение, основанное на полном, объективном исследовании всех доказательств в их совокупности.Также защитник полагает, что при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению защитника, в действиях АО «Транснефть - Центральная Сибирь» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ. Ссылаясь на положения п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, защитник указал на то, что в обжалуемом постановлении отсутствуют сведения о том, какой именно срок и порядок оповещения установлен и какие действия (бездействие) Общества повлекли нарушение данного порядка. По мнению защитника, не было надлежащим образом подтверждено несоблюдение Обществом установленного порядка оповещения Управления Росприроднадзора по Томской области о произошедшем инциденте - разливе нефти. Защитник обращает внимание на то, что Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти на линейной части магистральных нефтепроводов РНУ «Парабель» (ППЛРН) установлен порядок оповещения об инциденте, который предусматривает направления сообщения в Ростехнадзор, что и было сделано немедленно 13.06.2016 устно посредством телефонной связи и 14.06.2016 в письменной форме, вх. № 3-13/11471. Данным Планом не предусмотрено направление сообщения в Росприроднадзор. Судом не была дана оценка запросу Управления Росприроднадзора по Томской области № 187/04 от 07.02.2007, которым установлен порядок и срок оповещения о разливах нефти, не подпадающих под классификацию чрезвычайной ситуации (ЧС). В связи с отсутствием законодательно закрепленного срока и порядка оповещения Росприроднадзора о разливах нефти, не подпадающих под категорию ЧС, Общество с 2007 года руководствуется указанным запросом и сведения обо всех разливах нефти предоставляло до 5 числа ежемесячно, в случаях разлива нефти, подпадающего под категорию ЧС, сообщение направляется согласно Плану по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти. Произошедший 13.06.2016 разлив нефти не подпадает под категорию ЧС, в связи с чем информация о нем была направлена в Росприроднадзор 04.07.2016.

В судебном заседании защитники Сгибнев А.В. и Мельнов Ю.В. поддержали жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, М. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Законный представитель АО «Транснефть - Центральная Сибирь» ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть жалобу без его участия.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела­­­ об административном правонарушении, заслушав защитников, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 46 данного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.

В соответствии с п. 4 Правил организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, в постановлении должностного лица, решении вышестоящего должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о наличии в действиях АО «Транснефть - Центральная Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку из материалов дела усматривается, что АО «Транснефть - Центральная Сибирь» не оповестило немедленно Управление Росприроднадзора по Томской области о разливе нефтесодержащей жидкости на почвенный покров на 409 км МН «/__/», имевшем место 13.06.2016. Информация об этом поступила в Управление Росприроднадзора по Томской области лишь 04.07.2016.

Доводы защитника, изложенным в жалобе, уже были предметом рассмотрения при вынесении по делу постановления, а также при рассмотрении дела по жалобам вышестоящим должностным лицом и судьей районного суда, и им дана надлежащая оценка с приведением в соответствующих актах мотивов, по которым данные доводы были признаны несостоятельными, оснований не согласиться с которой у суда не имеется.

В силу положений п. 2, подп. «г» п.5 Положения о земельном государственном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, Управление Росприроднадзора по Томской области является уполномоченным органом государственной власти, в который в соответствии с требованиями п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации необходимо немедленно представлять информацию о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, что в свою очередь необходимо для осуществления полномочий Управления по государственному контролю за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб окружающей среде.

Доводы жалобы о том, что Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти на линейной части магистральных нефтепроводов РНУ «Парабель» порядок оповещения об инциденте предусматривает направление сообщения в Ростехнадзор и не предусматривает обязанность Общества по направлению сообщения об этом в Росприроднадзор не основан на законе.

Согласно п. 4.1.1 раздела I разработанного АО «Транснефть - Центральная Сибирь» плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти на линейной части магистральных нефтепроводов РНУ «Парабель» (далее - ППЛРН) реагирование на разливы нефти, не попадающие под классификацию ЧС (Н), осуществляется согласно алгоритму ЛЧС(Н).

В силу п. 2.2.1 раздела II ППЛРН алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС(Н) включает: доведение оперативного плана ликвидации разлива нефти до участников (вышестоящих и взаимодействующих организаций).

Согласно перечню взаимодействующих организаций одной из такой организаций является Управление Росприроднадзора по Томской области (п.5.1.4 раздела I ППЛРН).

Ежемесячная подача в Управление Росприроднадзора по Томской области информации о разливах нефти, а также оповещение о произошедшем инциденте Ростехнадзор и ссылка в жалобе на план по предупреждению и ликвидации разливов нефти на линейной части магистральных нефтепроводов РНУ «Парабель» не освобождает Общество от выполнения вышеуказанных требований п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации в части немедленного оповещения Управления Росприроднадзора по Томской области о фактах разливов нефти и нефтепродуктов.

Доводы жалобы об отсутствии в постановлении сведений о том, какой именно срок и порядок оповещения установлен и какие действия (бездействие) Общества повлекли нарушение данного порядка, по мнению судьи, сводятся к переоценке выводов должностных лиц и свидетельствуют о выбранном способе защиты, поскольку информирование лишь 04.07.2016 Управления Росприроднадзора по Томской области о разливе нефти, имевшем место 13.06.2016, не является немедленным оповещением об этом.

Ссылка в жалобе на письмо Управления Росприроднадзора по Томской области от 07.02.2007 адресованное ОАО «Центрсибнефтепровод», необоснованна, так как оно основано на постановлении Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном надзоре», утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, и не могло применяться в июне 2016 года.

Предусмотренное ст. 29.13 КоАП РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении о назначении административного наказания от 18.08.2016, и соответствуют требованиям закона.

Таким образом, должностное лицо правомерно признало АО «Транснефть - Центральная Сибирь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Постановление о привлечении АО «Транснефть - Центральная Сибирь» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Транснефть - Центральная Сибирь» с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в нижнем пределе санкции ст. 8.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного постановления не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. от 18.08.2016, представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области М. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 18.08.2016, решение старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области К. от 02.09.2016 и решение Советского районного суда г. Томска от 13.10.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Транснефть - Центральная Сибирь» оставить без изменения, а жалобу защитника Мельнова Ю.В. – без удовлетворения.

Судья Томского областного суда А.В. Еремеев