ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-39/19ГОДА от 08.02.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Рахматулина Е.А. дело №7-39/2019 года

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 08 февраля 2019 года

Судья Астраханского областного суда Мухамбеталиева Н.Х.,

при секретаре Айсангалиевой Б.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора акционерного общества «АстраН» ФИО1, на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 02 ноября 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 17 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «АстраН»,

установил:

постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 02 ноября 2018 года генеральный директор акционерного общества «АстраН» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 17 декабря 2018 года постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 02 ноября 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе защитник ФИО1 – Смирнова С.П. ставит вопрос об отмене принятых по делу актов административного органа и судьи районного суда, просит прекратить производство по делу ввиду того, что лицензионный участок не относится к объектам, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Указывает, что расположенная на лицензионном участке скважина находится в состоянии консервации и не используется по назначению, что свидетельствует об отсутствии ведения Обществом хозяйственной деятельности.

Заслушав защитников ФИО1 - Дементьеву В.В., Смирнову С.П., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу статей 24.1, 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Административная ответственность по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представление сведений для актуализации учетных сведений.

Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 года) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 19 сентября 2018 года №1087 в отношении Акционерного общества «АстраН» проведена плановая выездная проверка соблюдения экологического законодательства, в ходе которой установлено, что Акционерное общество «АстраН» имеет лицензию на право пользования недрами АСТ 16065 НР с целевым назначением: геологическое изучение, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, со сроком действия до 31 декабря 2024 года. На основании договоров аренды от 2 февраля 2017 года № 9 и 18 декабря 2017 года № 242 общество использует земельный участок, площадью 25000 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения для проведения работ, связанных с пользованием недрами (лицензионный Северо-Астраханский участок недр).

Также в ходе проверки установлено, что на приведенном участке недр находится незавершенная строительством поисковая скважина №1 Северо-Астраханская. При этом указанная скважина не законсервирована и не ликвидирована.

Используемый акционерным обществом на основании лицензии на право пользования недрами АСТ 16065 НР лицензионный участок, расположенный по адресу: <адрес>, оказывает негативное воздействие на окружающую вреду, однако в нарушение вышеприведенных правовых норм обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, акционерное общество «АстраН» не выполнило.

Решением единственного акционера акционерного общества «АстраН» от 19 мая 2017 года генеральным директором акционерного общества «АстраН» является ФИО1

По данному факту государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Астраханской области 02 ноября 2018 года принято постановление о привлечении к административной ответственности генерального директора общества ФИО1 и назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении 04-794/2018 от 29 октября 2018 года, актом проверки от 29 октября 2018 года, лицензией на пользование недрами, актом осмотра устьев и прискваженных площадок ликвидированных скважин Северо-Астраханского лицензионного участка недр от 11 августа 2017 года, договорами аренды земельных участков и другими. Объективные данные, ставящие под сомнение представленные административным органом доказательства, отсутствуют.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, суд всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях генерального директора акционерного общества «АстраН» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Невыполнение генеральным директором акционерного общества «АстраН» ФИО1 обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, правильно квалифицировано по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Довод жалобы о том, что лицензионный участок не оказывает негативное воздействие на окружающую среду и не может быть поставлен на учет в качестве объекта НВОЗ, несостоятелен ввиду следующего.

Акционерное общество «АстраН» осуществляет деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на Северо-Астраханском лицензионном участке в соответствии с лицензией №АСТ 16065 НР от 19 мая 2016 года, сроком действия до 31 декабря 2024 года. На участке недр находится незавершенная строительством поисковая скважина № 1.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарный источник загрязнения окружающей среды - источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

Исходя из лицензируемого вида деятельности акционерного общества «АстраН» такие виды недропользования, как разведка и добыча полезных ископаемых, строительство и эксплуатация подземных объектов, невозможны без эксплуатации соответствующих наземных и подземных сооружений, использовании участка недр. В этой связи лицензируемый участок в случае осуществления на нем хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, может быть отнесен к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и поставлен на государственный учет таких объектов.

Довод жалобы о том, что наличие скважины, находящейся в состоянии консервации, свидетельствует об отсутствии деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, является необоснованным и опровергается материалами дела.

В силу части 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

Из материалов дела следует, что поисковая скважина № 1 Северо-Астраханская введена в процесс консервации 8 августа 2003 году, сроком консервации на 12 месяцев.

Из протокола научно-технического совещания по вопросу продления срока консервации скважины № 1 Северо-Астраханская от 19 октября 2012 года следует, что срок консервации скважины продлен до 08 августа 2015 года.

Согласно протоколу совместного научно-технического совещания от 04 февраля 2015 года, принято решение о разработке документации на ликвидацию поисковой скважины № 1 с проведением экспертизы промышленной безопасности для ликвидации скважины с учетом ее фактического состояния и ликвидации данной скважины.

Консервация и ликвидация как стадии хозяйственной деятельности регламентируются Федеральным законом от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно статье 8 указанного Закона консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном Законом о промышленной безопасности с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Статья 26 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 N 2395-1 "О недрах" регламентирует ликвидацию и консервацию предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Таким образом, документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о ликвидации объекта.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании, ликвидация поисковой скважины № 1 не произведена, акт о ее ликвидации не получен. В настоящее время разработана документация на ликвидацию скважины № 1 Северо-Астраханской, подлежащая экспертизе промышленной безопасности.

Согласно журналу обследования устья скважины №1 Северо-Астраханская за 2018 год по состоянию на 28 сентября 2018 года в межколонном пространстве скважины зафиксировано межколонное давление 5,5 атм. по механическому манометру.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что поисковая скважина № 1 является действующей и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем лицензионный участок, на котором расположена данная скважина, подлежит постановке на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Следует также учесть то обстоятельство, что фактическое прекращение деятельности на объекте хозяйственной деятельности не может служить достаточным основанием для освобождения юридического лица от обязанности постановки объекта на государственный учет, поскольку при консервации скважины происходит лишь временное прекращение хозяйственной деятельности объекта, которая позднее может быть возобновлена при необходимости. В случае расконсервации объекта возникнет необходимость постановки такого объекта на государственный учет.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования предыдущей судебной инстанцией, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу постановления и судебного решения, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 02 ноября 2018 года, решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «АстраН» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Н.Х.Мухамбеталиева