ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-400/18 от 04.12.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

дело № 7-400/2018

РЕШЕНИЕ

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО1 и протеста Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Изместьева А.В. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 25 октября 2018 года, вынесенное в отношении ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО1 № 369 от 14 сентября 2017 года, ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

Решением Ноябрьского городского суда ЯНАО от 25 октября 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с указанным решением судьи, должностное лицо административного органа ФИО1 обратился с жалобой в суд ЯНАО, в которой приводит анализ обжалуемого решения со ссылками на положения нормативно-правовых актов, считает необоснованными выводы суда в части истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ в действиях ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика». Считает решение суда подлежащим отмене.

Также на указанное решение судьи поступил протест Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Изместьева А.В., в котором прокурор просит отменить состоявшееся по делу об административном правонарушении решение суда, поскольку действия ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» выражаются в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренной законом обязанности по утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» правонарушение начинает исчисляться со дня его обнаружения, т.е. с 28.04.2018 года.

Должностное лицо государственного органа, Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор и представитель юридического лица ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и протеста, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей природной среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 18 Закона об отходах и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно пункту 18 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, зарегистрировано в Минюсте России 02.04. 2010 N 16796, решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.

Согласно п. 7 названного Приказа индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в том числе проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проверки в период с 6 апреля по 5 мая 2018 года в отношении ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика», были выявлены нарушения требований действующего природоохранного законодательства.

ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» в нарушение п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды от 25.02.2010 №50, Обществом с 24.07.2017 года образуются опасные производственные отходы, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с последующим их накоплении на производственных объектах.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходя из положений статьи 4.5 КоАП РФ пришел к выводу об истечении срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку указанное выше правонарушения не является длящимся, а обстоятельства послужившие для возбуждения в отношении ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» дела об административном правонарушении, имели место с 24 июля 2017 года и к моменту вынесения постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности истек годичный срок привлечения к административной ответственности. Производство по делу было судом прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Однако указанные выводы суда не соответствуют требованиям законодательства.

Статья 24.1 КоАП РФ предусматривает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат в том числе обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.

Объективная сторона правонарушения состоит из совершения действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, которая включена в главу 8 данного Кодекса «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», составляет один год.

Из содержания части 2 статьи 4.5 КоАП РФ следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Административное правонарушение, выражающееся в производстве опасных производственных отходов, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является длящимся, и срок давности по нему в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 КоАП РФ начинает течь со дня его обнаружения.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» дела об административном правонарушении, были выявлены в ходе проверки, проведенной 28 апреля 2018 года.

Следовательно, на момент рассмотрения жалобы в городском суде срок давности привлечения ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» к административной ответственности не истек.

Допущенное нарушение применительно к п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях является существенным нарушением процессуальных требований, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок привлечения к административной ответственности по статьям 8.2 КоАП РФ согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год, в настоящее время по делу об административных правонарушениях не истек.

При таких обстоятельствах решение судьи от 25 октября 2018 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Ноябрьский городской суд ЯНАО.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 25 октября 2018 года в отношении юридического лица ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ отменить, жалобу государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по ЯНАО ФИО1 и протест Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Изместьева А.В. - удовлетворить.

Дело направить на новое рассмотрение в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья С.А.Семейкина