ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-401/20 от 20.05.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Емельянов В.А. дело № 7-401/2020

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь 20 мая 2020 года

Судья Ставропольского краевого суда Корнушенко О.Р., рассмотрев в

открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего инспектора дорожно-патрульной службы ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки от 07 декабря 2019 года № 188100261181000599718 и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего инспектора дорожно-патрульной службы ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки от 07 декабря 2019 года № 188100261181000599718, оставленным без изменения решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 просит состоявшиеся в отношении него акты отменить, приводя доводы об их незаконности.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводам.

Часть 1 статьи 12.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В п.п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации приводится перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки, в том числе регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, ФИО1 07 декабря 2019 года в 16 часов 20 минут на 41 км автодороги «Минеральные-Воды-Кисловодск» управлял автомобилем марки «LADA GFL 110», 2019 года выпуска VIN <***>, без регистрационных документов на это транспортное средство.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправных действий (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Оставляя без изменения постановление старшего инспектора дорожно-патрульной службы ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки от 07 декабря 2019 года № 188100261181000599718, судья городского суда не учел, что с 07 октября 2018 года действует Приказ МВД России от 26 июня 2018 года №399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 N 52240) (далее – Правила № 399).

В силу п. 14 Правил № 399 сведения о транспортном средстве и его владельце, указываемые в свидетельстве о регистрации транспортного средства, а также техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства, подлежат обязательному учету с внесением в банки данных о владельцах транспортных средств.

Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями Госавтоинспекции (изменение регистрационных данных транспортного средства, изменение регистрационных данных о владельце транспортного средства и изменение регистрационных данных, связанных с переходом права собственности на транспортное средство), или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами (п. 11 Правил № 399).

В соответствии с п. 45.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв.

Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 (ред. от 26.06.2018) (далее – Административный регламент), сведения об изменениях регистрационных данных вносятся в реестр регистрации транспортных средств.

В силу п. 6 Правил № 399, владелец транспортного средства обязан в установленном настоящими Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В форме свидетельства о регистрации транспортного средства (Приложение N 2 к Приказу МВД России от 26.06.2018 N 399) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование собственника (владельца), адрес его регистрации. Исходя из этого, а также из содержания п. п. 6, 11, 14 Правил № 399, изменение регистрационных данных о собственнике (владельце) транспортного средства, входящих в состав регистрационных данных транспортного средства, происходит в следующих случаях:

смены собственника (владельца) при отчуждении транспортного средства (под этот случай подпадает и реорганизация юридического лица);

изменения фамилии, имени, отчества (при наличии), адреса регистрации физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) - собственника (владельца) транспортного средства;

изменения наименования, адреса регистрации юридического лица - собственника (владельца) транспортного средства.

При смене собственника транспортного средства (при переходе права собственности) новый собственник оформляет соответствующее заявление (п. 11 Правил № 399, п. 56.1 Административного регламента)

В соответствии с положениями п. 33 Правил № 399 обязанность получения регистрационных знаков "ТРАНЗИТ" (выдаются на срок 30 суток) предусмотрена для:

организаций-изготовителей транспортных средств и шасси транспортных средств;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами, перегоняемыми к местам их доработки (доукомплектования) либо продажи.

Необходимость получения таких знаков возникает только в случаях:

-следования к конечным производителям транспортных средств;

-перегона транспортного средства к месту его регистрации;

-вывоза транспортного средства за пределы РФ на постоянное пребывание.

Для вывоза за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования транспортных средств, которые не состояли на регистрационном учете или регистрация которых была прекращена, выдаются свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки "ТРАНЗИТ". Они выдаются, если представлены (п. 44 Правил № 399):

договоры купли-продажи, дарения или иные документы, удостоверяющие право собственности иностранного физического или юридического лица, не зарегистрированного в Российской Федерации;

полис страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (если есть сведения о выданных паспортах транспортных средств, электронных паспортах).

С учетом вышеизложенного, обязанность получения сразу же после покупки транспортного средства временных государственных регистрационных знаков «ТРАНЗИТ» возложена только на покупателей, являющихся субъектами предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц,профессионально занимающихся продажей автомобилей и перегоном их к месту продажи или доработки, а так же для физических лиц, производящих вывоз приобретенного транспортного средства за пределы Российской Федерации.

В иных случаях физическим лицам регистрационный знак «ТРАНЗИТ» не выдается, для них действует разрешение управлять транспортным средством без регистрации в течение 10 сутокпосле его приобретения. Такая новелла действующего законодательства вызвана тем, что теперь разрешается поставить автомобиль на регистрационный учет в органах ГИБДД в любом месте, а не только в регионе проживания, как было до введения нового правового регулирования. Чтобы физические лица могли управлять автомобилем без транзитных или постоянных регистрационных знаков, им необходимо иметь при себе документ, подтверждающий, что 10 суток с момента покупки еще не истекло, и предъявить его инспектору ДПС (например, договор дарения, договор купли-продажи либо свидетельство о наследовании, акт приема-передачи автомобиля и т.п.).

Если автомобиль юридического лица или индивидуального предпринимателя используется без государственных регистрационных знаков (временных или постоянных), то сотрудники ГИБДД имеют право принимать его за незарегистрированное транспортное средство. То же самое касается физических лиц, которые осуществляют поездки на приобретенном автомобиле без номеров более 10 суток, не позаботившись о перерегистрации и постановке на учет.

В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФпо договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

С момента фактической передачи автомобиля продавцом покупателю:

продавец является исполнившим свои обязательства, предусмотренные договором и положениями ст. 456 ГК РФ;

риск случайной гибели товара, в силу п. 1 ст. 459 ГК РФ, переходит к покупателю;

у покупателя возникает право собственности на автомобиль, поскольку по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи автомобиля № 3725 от 01 декабря 2019 года АО «КавВАЗинтерСервис» (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключили договор купли-продажи автомобиля «LADA GFL 110», 2019 года выпуска, VIN <***> (л.д. 10).

В договоре купли-продажи от 01 декабря 2019 предусмотрено, что право собственности на автомобиль, риск случайной гибели и повреждения автомобиля переходят от продавца к покупателю с момента подписания сторонами акта приема-передачи автомобиля (п. 3.2 договора). Обязательства продавца по передаче автомобиля и относящихся к нему документов в собственность покупателя считаются надлежаще исполненными с момента подписания сторонами акта приема-передачи автомобиля (п. 3.4 договора).

Из материалов дела видно, что акт приема-передачи автомобиля по договору купли-продажи № 3725 от 01 декабря 2019 года подписан сторонами 01 декабря 2019 года (л.д. 11-12). В этот же день выдана квитанция к приходному кассовому ордеру № 3180 с отметкой продажи и оплаты (л.д. 4 оборотная сторона).

Вместе с тем в ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица ФИО1 последовательно указывал на то, что Правила дорожного движения он не нарушал. Сотруднику ГИБДД им была также предъявлена выписка из электронного паспорта ТС № 164301000427669 от 30.10.2019, года, подписанная электронной подписью АО «КавВАЗинтерСервис».

Аналогичные доводы изложены им в настоящей жалобе.

Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылался заявитель при рассмотрении дела должностным лицом и при рассмотрении жалобы на постановление судом первой инстанции, должной оценки не получили.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Ответственность по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ может быть возложена на лиц, у которых регистрационных документов нет при себе, но предполагается их наличие, а, соответственно, и наличие регистрации транспортного средства.

Как выше указано физическим лицам разрешается управлять транспортным средством без регистрации в течение 10 сутокпосле его приобретения. Чтобы физические лица могли управлять автомобилем без транзитных или постоянных регистрационных знаков, им необходимо иметь при себе документ, подтверждающий, что 10 суток с момента покупки еще не истекло, и предъявить его инспектору ДПС (например, договор дарения, договор купли-продажи либо свидетельство о наследовании, акт приема-передачи автомобиля и т.п.).

Учитывая приведенные обстоятельства, по состоянию на 07 декабря 2019 года у ФИО1 на момент остановки его автомобиля у него находились при себе необходимые документы, подтверждающие приобретение им автомобиля 01 декабря 2019 года, то есть он осуществлял поездку на приобретенном автомобиле без регистрационных документов менее чем 10 суток после приобретения.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица и суда первой инстанции о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление старшего инспектора дорожно-патрульной службы ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки от 07 декабря 2019 года № 188100261181000599718 и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ставропольского краевого суда

решил:

постановление старшего инспектора дорожно-патрульной службы ОСБ ДПС ГИБДД г. Ессентуки от 07 декабря 2019 года № 188100261181000599718 и решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 17 февраля 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Ставропольского краевого суда О.Р. Корнушенко