ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-408/19 от 17.05.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Мухамбеталиева Л.К. дело № 7-408\2019

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 17 мая 2019 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре: Мариненко Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района» на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 1 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 22 января 2019 года № 188101301190122020605 МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Наримановского района» (далее – МКУ ЕДДС) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 1 апреля 2019 года указанное постановление административного органа в отношении МКУ ЕДДС изменено, действия МКУ ЕДДС переквалифицированы на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник МКУ ЕДДС ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении общества, ссылаясь на их незаконность.

Доложив дело и жалобу, выслушав защитника МКУ ЕДДС ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения.

Как следует из материалов дела, 7 декабря 2018 года в 10:45 по адресу: Астраханская область, Наримановский район, автомобильная дорога «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер» 3+000 км транспортное средство марки 390206, государственный регистрационный знак <данные изъяты> собственником (владельцем) которого является МКУ ЕДДС, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением нагрузки на ось № 2 на 14,93% (8,62т при предельно допустимой 7,5т), ось № 3 на 25,20% (9,39 т при предельно допустимой 7,5т) и допустимой ширины на 2 см (257 см при предельно допустимой 255 см) без специального разрешения.

Действия МКУ ЕДДС квалифицированы административным органом по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.

Проверяя законность постановления административного органа, судья районного суда правомерно указал, что при квалификации действий МКУ ЕДДС по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган не учел особенности перевозки тяжеловесным и крупногабаритным транспортом делимых и неделимых грузов.

Действующее правовое регулирование, в частности, положения статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, предусматривают, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.

За движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам с нарушением установленных правил без специального разрешения частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми; осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.

При этом пункт 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, регламентирует, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к Правилам.

Установленные пунктом 75 Правил особенности перевозки (размещения) отдельных видов грузов на транспортном средстве обусловлены необходимостью соблюдения запрета пользователям автомобильными дорогами осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Иначе говоря, действующее правовое регулирование предусматривает обязанность пользователя автомобильными дорогами распределить делимый груз на транспортном средстве таким образом, чтобы общая масса транспортного средства и осевые нагрузки, его габариты не превышали предельных значений, предусмотренных приложениями к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Если пользователь автомобильными дорогами не выполнил указанное выше законодательное требование, в результате чего допустил превышение предельных значений общей массы и (или) осевых нагрузок, габаритов, установленных Правилами, это является нарушением пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Движение такого транспортного средства по автомобильной дороге в силу положений статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ запрещено. При этом получение специального разрешения на перевозку такого делимого груза в силу закона невозможно.

Материалами дела подтверждено, что МКУ ЕДДС при перевозке 7 декабря 2018 года делимого груза не обеспечил распределение делимого груза на транспортном средстве так, чтобы осевые нагрузки и габариты транспортного средства не превышали предельных значений, предусмотренных приложениями №№ 1,2,3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Этим МКУ ЕДДС нарушил положения пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, и статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

Правомерно учитывая то, что при указанных обстоятельствах получение специального разрешения на перевозку делимого груза в силу закона невозможно, а одним из составляющих диспозиции и объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является движение по автомобильной дороге в отсутствие специального разрешения, суд первой инстанции изменил данную административным органом квалификацию на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса, предусматривающую административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса.

Данные действия суда первой инстанции соответствуют позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5. Переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, не изменяет подведомственности его рассмотрения, а составы административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 12.21.1 и частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства.

Также суд правомерно со ссылкой на части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснения, содержащиеся в абзаце 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, указал, что истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления о привлечении к административной ответственности не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Основания для отмены постановления административного органа отсутствовали. Течение срока давности привлечения к ответственности оканчивается фактом вынесения постановления административного органа о привлечении к административной ответственности. В рассматриваемом случае, течение срока давности привлечения к ответственности окончено фактом вынесения постановления о привлечении МКУ ЕДДС к административной ответственности по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен и переквалификация действий МКУ ЕДДС согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5.

Административный штраф назначен МКУ ЕДДС в размере, предусмотренном для юридического лица с учетом правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.

Доводы жалобы о невозможности принятия в качестве достоверных сведений, зафиксированных специальным техническим средством, противоречат материалам дела.

Правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, - ИБС ВИМ, поверка которого действительна до 8 февраля 2019 года.

Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Астраханской области «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер» км 3+00 имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует третьей технической категории.

Данные обстоятельства подтверждаются данными Реестра, инвентарными карточками на автодорогу, а также сведениями, предоставленными министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, 11 декабря 2018 года на км 3+000 автомобильной дороги «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер» зафиксировано превышение осевых нагрузок и габаритов транспортного средства, принадлежащего МКУ ЕДДС.

Указанное специальное техническое средство соответствует требованиям, предъявляемым к таким средствам частью 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот измерительный прибор, утвержденный в установленном порядке в качестве средств измерения, имеет соответствующий сертификат и прошел метрологическую проверку.

Во исполнение Концессионного соглашения № 1 от 28 декабря 2016 года, заключенного между министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Астраханским филиалом ПАО «Ростелеком», на участке 3+000 автомобильной дороги «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер» создана автоматизированная система видеоконтроля дорожной ситуации, контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.

Ввод в эксплуатацию комплекса автоматического весогабаритного контроля ИБС ВИМ.00005.20072017 произведен 26 февраля 2018 года, что подтверждается соответствующим актом. Замечаний по работе системы не имеется.

До 18 сентября 2018 года комплекс весогабаритного контроля ИБС ВИМ фактически работал в тестовом режиме – без подсистемы информирования водителей о превышении допустимых весогабаритных параметров, устанавливаемых на комплексе весогабаритного контроля.

С 18 сентября 2018 года оборудование подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля ИБС ВИМ введено в эксплуатацию совместно с комплексами весогабаритного контроля. Это подтверждается актом завершения работ и проверки работоспособности подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля от 18 сентября 2018 года. Замечаний по работе системы также не зафиксировано.

16-19 ноября 2018 года проведен контроль корректности работы системы. Согласно акту от 16-19 ноября 2018 года, на рубеже поста 0+300 км автодороги «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер» замечаний к замерам не выявлено.

Результаты поверок и лабораторного контроля системы весогабаритного контроля указывают на корректность работы системы в момент правонарушения в части фиксации массы и нагрузок на оси транспортных средств. Это позволяет принять данные специального технического средства, указывающие на то, что 7 декабря 2018 года транспортное средство с грузом, принадлежащее МКУ ЕДДС, двигалось по автомобильной дороге с превышением предельной осевой нагрузки и габаритов, как достоверные.

Отсутствие запрещающих движение знаков не влечет освобождение от ответственности, предусмотренной Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства предусмотрены указанными нормативными правовыми актами, содержащими сведения о государственной политике и нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства. Данные требования распространяются на всех пользователей автомобильных дорог в Российской Федерации. Неисполнение собственником автомобильной дороги обязанности по установке запрещающих знаков не освобождает пользователей автомобильными дорогами от исполнения требований, возложенных на них Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

Доводы МКУ ЕДДС о соответствии используемого транспортного средства параметрам (по габаритам), установленным приложением № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, что, по мнению заявителя, исключает ответственность МКУ ЕДДС за нарушение указанных Правил, не подтверждены надлежащими доказательствами. Представленный МКУ ЕДДС муниципальный контракт, содержащий сведения о габаритах транспортного средства, подтверждает факт соответствия указанных габаритов установленным правилам в отношении транспортного средства без груза. В момент фиксации правонарушения транспортное средство перевозило груз, система весогабаритного контроля зафиксировала превышение габаритов транспортного средства в момент перевозки груза. Следовательно, перевозимый груз не распределен МКУ ЕДДС на транспортном средстве таким образом, чтобы его габариты не превышали предельных значений, предусмотренных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, что является нарушением пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. МКУ ЕДДС не приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Общество не представило доказательств проявления необходимой и достаточной степени заботливости и осмотрительности, а также объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение Наримановского районного суда Астраханской области от 1 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу МКУ «ЕДДС Наримановского района» - без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 17 мая 2019 года.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина