ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-409/2012 от 18.12.2012 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

 Судья Слыш Н.П. Дело № г.

 РЕШЕНИЕ

 город Новосибирск 18 декабря 2012 года

 Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,

 при секретаре Гокк А.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области ФИО1 на решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 29 мая 2012 года,

 установил:

 06.02.2012 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов власти Новосибирского УФАС России в отношении должностного лица – главы администрации Коченевского района Новосибирской области ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении №05-5А.

 Согласно протокола об административном правонарушении решением Совета депутатов Коченёвского района от 13.03.2009 утверждена районная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченёвском районе на 2009-2013 годы». Решением Совета депутатов Коченёвского района от 13.05.2011 районная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченёвском районе на 2009-2013 годы» (далее Программа) утверждена в новой редакции. Согласно приложению к Программе «Порядок оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в форме субсидирования части затрат на реализации бизнес-проектов» (далее Порядок) настоящий документ определяет условия и порядок организации в проведении конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченёвском районе для оказания им финансовой поддержки в форме субсидирования части затрат на реализацию бизнес-проектов за счёт средств районного бюджета Коченёвского района, условия подачи и оформления конкурсной заявки, критерии конкурсного отбора, права и обязанности организатора конкурса, процедуру рассмотрения заявок и определения победителей.

 В соответствии с пунктом 1.1 Порядка целью проведения конкурса является отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им финансовой поддержки в реализации их бизнес-проекта, направленного на развитие нового вида деятельности. Конкурс проводится координационным советом по предпринимательству, утверждённым распоряжением администрации Коченёвского района от 07.08.2008 № 349-р. Допущенные конкурсные заявки выносятся на рассмотрение Совета по предпринимательству, совет рассматривает конкурсные заявки на своих заседаниях и определяет победителей (пункты 5.5, 5.6 Порядка).

 Распоряжением главы администрации Коченёвского района от 07.08.2008 №349-р создан координационный совет по предпринимательству. Согласно Приложению № 1 к распоряжению от 07.08.2008 № 349-р состав совета по предпринимательству при главе администрации Коченёвского района утверждён в составе: ФИО2 - глава Коченёвского района, председатель комиссии; Ф.И.О. 4 - заместитель главы администрации района, заместитель председателя комиссии; Ф.И.О. 5 - глава р.п. Коченёво; Ф.И.О. 6 - ведущий специалист-юрист юридического администрации района; Ф.И.О. 1- начальник отдела экономического развития администрации района; ФИО3 - глава КХ «<данные изъяты>.»; Ф.И.О. 2 - директор ООО «<данные изъяты>»; Ф.И.О. 12 - председатель Совета депутатов района; Ф.И.О. 3 - индивидуальный предприниматель; Ф.И.О. 13 - индивидуальный предприниматель; Ф.И.О. 7 - индивидуальный предприниматель.

 Распоряжением главы администрации Коченёвского района от 21.12.2011 № 839-р утверждена рабочая группа по рассмотрению заявок на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства согласно районной целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченёвском районе на 2009-2013 годы» в следующем составе: Ф.И.О. 4 - первый заместитель главы администрации Коченёвского района, председатель рабочей группы; Ф.И.О. 8 - начальник отдел экономического развития; ФИО4 - председатель Совета депутатов Коченёвского района; Ф.И.О. 9 - председатель Коченёвской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств, член комиссии по бюджетной, налоговой и финансовой политики Совета депутатов Коченёвского района; Соловьёва Е. А. - ведущий специалист - юрист администрации района; Ф.И.О. 10 - начальник УФ и НП района (по согласованию).

 Председатель Коченёвской ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств Ф.И.О. 9 является руководителем «КХ ФИО5», которое осуществляет хозяйственную деятельность.

 Решением Комиссии Новосибирского УФАС России от 13.01.2012 администрация Коченёвского района Новосибирской области признана нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении распоряжением главы Коченёвского района от 07.08.2008 № 349-р состава координационного совета по предпринимательству при главе Коченёвского района, членами которого, в том числе являются представители хозяйствующих субъектов, в утверждении Распоряжением главы администрации Коченёвского района от 21.12.2011 № 839-р состава рабочей группы, к полномочиям которой относится рассмотрение заявок на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Включение в состав рабочей группы Ф.И.О. 9, представителя хозяйствующего субъекта («<данные изъяты>») может привести к созданию преимуществ при проведении конкурсов на оказание финансовой поддержки для хозяйствующего субъекта, представителем которого является Ф.И.О. 9, ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на одном товарном рынке с «<данные изъяты>», и как следствие к ограничению конкуренции.

 ФИО2 является должностным лицом, поскольку решением территориальной избирательной комиссии Коченёвского района Новосибирской области от 19.03.2010 № 96 зарегистрирован главой администрации Коченёвского района Новосибирской области. В соответствии с постановлением администрации Коченёвского района от 19.03.2010 № 395 вступил в должность главы администрации Коченёвского района Новосибирской области с 19.03.2010.

 В соответствии пунктом 4 статьи 26 Устава Коченёвского района Новосибирской области, утверждённого решением Совета депутатов Коченёвского района от 26.11.2010 № 43 Глава района издаёт в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, руководит деятельностью местной администрации, возглавляет её на принципах единоначалия (пункт 6 статьи 26 Устава Коченёвского района).

 Таким образом, ФИО2 - глава администрации Коченёвского района Новосибирской области, утвердив распоряжением от 07.08.2008 № 349-р состав координационного совета по предпринимательству при главе Коченёвского района, членами которого, в том числе являются представители хозяйствующих субъектов, утвердив распоряжением от 21.12.2011 № 839-р состав рабочей группы, к полномочиям которой относится рассмотрение заявок на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в состав которой входит Ф.И.О. 9, представитель хозяйствующего субъекта («<данные изъяты>») совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку включение в состав рабочей группы представителя хозяйствующего субъекта может привести к созданию преимуществ при проведении конкурсов на оказание финансовой поддержки для хозяйствующего субъекта, представителем которого является Ф.И.О. 9, ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на одном товарном рынке с «КХ ФИО5», и как следствие к ограничению конкуренции.

 Место совершения административного правонарушения - ул. Октябрьская, д. 43, р. п. Коченёво, Новосибирской области.

 Время совершения административного правонарушения -21.12.2011.

 Постановлением заместителя руководителя Новосибирского УФАС России ФИО1 от 21.02.2012 № 05-5А должностное лицо – глава муниципального образования Коченевского района Новосибирской области ФИО2, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

 Не согласившись с постановлением, ФИО2 обжаловал его в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Решением судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 29.05.2012 постановление №05-5А, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21.02.2012, которым должностное лицо – глава муниципального образования Коченевского района Новосибирской области ФИО2, на основании части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 руб. отменено. Прекращено производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.75-79).

 В жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Новосибирского УФАС России ФИО1 просит отменить решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 29.05.2012, оставив постановление от 21.02.2012 № 05-5А без изменения (л.д.82-84). В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие нормам материального права и материалам дела выводов судьи о недоказанности наличия в действиях главы администрации Коченевского района Новосибирской области ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

 Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ФИО2 Соловьеву Е.А., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующему.

 В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 Отменяя постановление заместителя руководителя Новосибирского УФАС России ФИО1 от 21.02.2012 № 05-5А, которым должностное лицо – глава муниципального образования Коченевского района Новосибирской области ФИО2, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб., и прекращая производство по делу, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе: предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации определяются Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

 В соответствии с частью 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

 В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федерального закона № 135-ФЗ) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.

 Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган в соответствии со своими полномочиями возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и выдает хозяйствующим субъектам предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 Из положения названных норм следует, что обязанность по доказыванию действительных либо возможных негативных последствий для конкуренции, имеющих квалифицирующее значение, подлежит доказыванию антимонопольным органам. При этом необходимо отметить, что констатация тех или иных действий органов власти, как препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания таковых нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

 Согласно статье 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 209-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

 Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 Как следует из материалов дела, 18.01.2012 Комиссией Новосибирского УФАС России по делу № 90 вынесено решение о признании Администрации Коченевского района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 На основании указанного решения Новосибирским УФАС России Администрации Коченевского района выдано предписание от 18.01.2012 № 1 о прекращении в срок до 06.02.2012 нарушения антимонопольного законодательства путем исключения из состава рабочей группы по рассмотрению заявок на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства представителей хозяйствующих субъектов.

 В состав вышеуказанного координационного совета включены хозяйствующие субъекты согласно распоряжению Администрации Коченевского района от 07.08.2008 № 349-р. Так, Ф.И.О. 9, являющийся руководителем «<данные изъяты>», включен в состав рабочей группы по рассмотрению заявок на предоставление финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства согласно распоряжению от 21.12.2001 № 839-р по ходатайству Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Новосибирской области от 15.12.2011.

 Решением Арбитражного Суда Новосибирской области от 14.05.2012 (л.д.97-105), оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 (л.д.106-110) Решение УФАС по Новосибирской области от 18.01.2012 по делу № 90 и предписание № 1 от 18.01.1012 признаны недействительными.

 Полагаю, что при рассмотрении данного дела в отношении ФИО2 Новосибирским УФАС России не представлено доказательств того, каким образом участие представителя хозяйствующего субъекта в координационном Совете повлияло на совершение им, как Главой муниципального образования Коченевского района действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 Само по себе нахождение хозяйствующего субъекта (его представителя) в координационном Совете не может рассматриваться необходимым и достаточным условием для признания заявителя нарушившим требования части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. При этом Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не содержит императивного указания на субъектный состав лиц, которые могут быть избраны в координационный совет.

 При указанных обстоятельствах Новосибирское УФАС России не представило доказательств нарушения должностным лицом ФИО2 положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

 В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Решением территориальной избирательной комиссии Коченевского района Новосибирской области от 19.03.2010 №96 главой муниципального образования Коченевского района Новосибирской области зарегистрирован ФИО2 В соответствии с постановлением администрации Коченевского района Новосибирской области от 19.03.2010 №395 ФИО2 вступил в должность главы с 19.03.2010.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Устава Коченевского района Новосибирской области от 26.11.2010 №43 глава района издает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, руководит деятельностью местной администрации, возглавляет ей на принципах единоначалия.

 Учитывая, что распоряжение от 07.08.2008 №349-р, которым утвержден состав координационного совета по предпринимательству при главе Коченевского района, от имени администрации Коченевского района утверждено ФИО2, последний по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как должностное лицо ответственно за вышеуказанное распоряжение.

 Принимая во внимание вышеизложенное, состоявшееся решение арбитражного суда, свидетельствующее об отсутствии в действиях администрации Коченевского района Новосибирской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю, что судья пришел к правильному выводу об отмене обжалуемого ФИО2 постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

 При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, доводы жалобы не основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах права, в связи с чем не являются основанием к отмене оспариваемого решения суда.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 решил:

 Решение судьи Коченевского районного суда Новосибирской области от 29 мая 2012 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области ФИО1 – без удовлетворения.

 Судья: