ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-410/2016 от 18.03.2016 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: А.Г. Щелыванов Дело № 7-410/2016

Решение

18 марта 2016 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Е.В. Верхокамкин при секретаре судебного заседания Л.Р. Шамсутдиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО12 – Ф.М. Балафендиева на постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2016 года, гражданин Республики Афганистан ФИО13 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник Ф.М. Балафендиев просит постановление изменить, действия заявителя переквалифицировать на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначить без административного выдворения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения защитника Ф.М. Балафендиева, полагаю необходимым жалобу удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» устанавливает, что лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 и подпунктами 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, и не использующее в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона право на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца

В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 10 марта 2016 года в 15 часов 20 минут у дома 56 по улице Тульская города Казани Республики Татарстан был обнаружен гражданин Республики Афганистан ФИО21, который не имел при себе документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на территорию Российской Федерации он прибыл 08 сентября 2011 года. 20 января 2015 года ему было предоставлено временное убежище сроком до 20 января 2016 года.

11 января 2016 года ему было вручено уведомление об утрате статуса беженца. Несмотря на это, по истечении срока временного убежища ФИО14 не выехал из Российской Федерации и продолжил проживать в городе Казани без документов, подтверждающих право на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении; рапортом инспектора УФМС России по Республики Татарстан ФИО1; сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ, копией свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, а также другими доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их допустимости, достоверности, достаточности.

Вопреки доводам жалобы, представленные в дело доказательства достоверно подтверждают нарушение заявителем требований миграционного законодательства, выразившихся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания (проживания) в Российской Федерации. Такие действия заявителя содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таком положении обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает. Оснований для его освобождения от административной ответственности не имеется.

Постановление о привлечении ФИО2 Факира к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем при вынесении постановления о назначении ФИО15 административного наказания судьей Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были учтены положения части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

При наличии условий, предусмотренных статьей 8 Конвенции, исключающих возможность применения к иностранному гражданину административного выдворения за пределы Российской Федерации, данное наказание не может быть назначено независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции соответствующей статьи (части статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве обязательного.

Статья 9 Конвенции «О правах ребенка» возлагает на государство-участника обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка, то есть высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу.

В подтверждение доводов жалобы об изменении постановления в части назначения административного наказания к жалобе заявителя приложены дополнительные доказательства, из которых следует, что на территории Российской Федерации он проживает совместно с имеющей вид на жительство супругой – гражданкой Республики Афганистан Муриджой ФИО3 и пятью несовершеннолетними детьми. Четверо детей получают образование в образовательном учреждении среднего общего образования города Казани. В период проживания на территории Российской Федерации родился пятый ребенок, приобретший гражданство России.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела следует вывод о том, что назначение заявителю административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение заявителю наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Решил:

Жалобу защитника ФИО16 – Ф.М. Балафендиева удовлетворить.

Постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 10 марта 2015 года, вынесенное в отношении ФИО19 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из него указание на назначение ФИО17 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения ФИО20 в специализированное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан, отменить.

Освободить ФИО18 из специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья Е.В. Верхокамкин