<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ханты-Мансийск 7 – 414 15 июня 2018 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Павлюченко Е.Л. на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 апреля 2018 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ХМАО-Югре от 09.02.2018г. юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Коммунальник» (далее ООО «Коммунальник», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысячи рублей.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 апреля 2018 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Павлюченко Е.Л. выражает несогласие с принятым судебным актом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Отменяя постановление должностного лица №50-ВН/39 о привлечении ООО «Коммунальник» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Вместе с тем, такой вывод является преждевременным.
Так, из материалов дела усматривается, что ООО «Комунальник» осуществляет свою деятельность по размещению отходов производства и потребления и их захоронению на территории полигона, расположенного г.Нижневартовск, ул.Ленина, Западный промышленный узел, панель 18.
25 декабря 2017 года, в рамках проведения административного расследования по делу №02-3/574/2017, государственным инспектором Российской Федерации об административных правонарушениях в области ООС по ХМАО-Югре Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, в присутствии уполномоченного представителя ООО «Коммунальник» Зикий С.В. был произведен осмотр территории Полигона по утилизации и захоронению твердых отходов производств и потребления г.Нижневртовска и прилегающей территории.
По результатам осмотра составлен Протокол осмотра и произведен отбор проб воды для определения степени влияния полигона ТБО на природные подземные воды.
Отбор проб контрольной и фоновой природной подземной воды производился из скважин, специально оборудованных для указанных целей, согласно Программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории Полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления г.Нижневартовска и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В результате количественного химического анализа природной подземной воды в контрольной пробе №2963 концентрации железа (75 мг/дм3), аммония (12 мг/дм3), кальция (399 мг/дм3), меди (0,0063 мг/дм3), сульфатов (29 мг/дм3), сухого остатка (1584 мг/дм3), хлоридов (432 мг/дм3) и значение биологического потребления кислорода (16 мгО2/дм3) превысили содержания данных показателей в фоновой пробе (№2964 – железо – 41 мг/дм3; аммоний – 3,7 мг/дм3; кальций – 85 мг/дм3; медь – 0,0014 мг/дм3; БПК полное 3 мг/О2/дм3) в 1,8; 3,2; 4,7; 4,5; более чем 29; 3,1; 3 и 5,3 раза соответственно. Данный факт подтверждается Протоколами КХА №В/2969/17 – В/2964/17 от 09.01.2018г.
Таким образом, природные показатели качества подземных вод по железу, аммонию, кальцию, меди, сульфатам хлоридам, ниже показателей концентрации таких веществ, имеющих место в подземных водах, после оказания воздействия при осуществлении хозяйственной деятельности, выраженной в эксплуатации Полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления г.Нижневартовска, что может повлечь загрязнение водных ресурсов.
Частью 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п.п. 2.2, 2.3 раздела 11 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01, подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, их водотоков смежных водоносных горизонтов. Юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению загрязнения.
Свидетельством № AOVOMTAS от 26.12.2016г. подтверждается, что ООО «Коммунальник» поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта.
В 2016 году генеральным директором ООО «Коммунальник» утверждена Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 1.1.3.3. указанной Программы мониторинга, полигон расположен в пределах Западно-Сибирского артезианского бассейна. Подземные воды приурочены к мощной осадочной толще разнородных по литологическому составу и генезису отложений мезозойско-кайнозойского возраста. Верхний гидрогеологический этаж представляет собой многопластовую систему и содержит преимущественно пресные подземные воды в плиоцен-четвертичном, атлым-новомихайловском и тавдинском водоносных комплексах (том 1 л.д. 191, 192).
За счет ресурсов подземных вод атлым-новомихайловского водоносного комплекса организовано централизованное хозпитьевое водоснабжение крупных и мелких водопотребителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и на территории его развития.
Тавдинский комплекс в пределах водосточной части Ханты-Мансийского автономного округа-Югры эксплуатируется для хозяйственно-питьевого водоснабжения как одиночными скважинами, так и небольшими групповыми водозаборами.
Таким образом, подземные воды, расположенные в районе Полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления г.Нижневартовска пригодны и используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
С доводами суда, указывающими, что видеозапись, полученная при производстве по делу об административном правонарушении, является недопустимым доказательством по делу, также согласиться нельзя.
Указанная видеофиксация была приобщена должностным лицом к материалам административного дела, о чем имеется отметка. В протоколе осмотра территории Полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления г.Нижневартовска и прилегающей территории от 25 декабря 2017 года зафиксировано, что осмотр проводился должностным лицом, с применением фото и видеофиксации.
Осмотр территории проводился в присутствии уполномоченного представителя ООО «Коммунальник», Зикий С.В.
С указанным протоколом осмотра территории от 25.12.2017г. Зикий С.В. был ознакомлен, никаких замечаний по поводу фото, видеофиксации не отразил ( Том 1, л.д. 57-59).
Доводы суда, указывающие на необходимость получения отдельного распоряжения о проведения проверки являются ошибочными, поскольку административная ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, наступает как на основании ст. 8.2, так и на основании ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Осмотр территории и отбор проб подземных вод ООО «Коммунальник» был произведен в рамках административного дела № 02-3/574/2017 предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О проведении осмотра и отбора проб, Общество было уведомлено должным образом, уведомлением от 20.12.2017 №02-03/574/2017, что подтверждается его регистрацией под вх.№5914 21.12.2017. Именно по данным результатам отбора проб, должностным лицом было установлено, что природные показатели качества подземных вод по железу, аммонию, кальцию, меди, сульфатам хлоридам, значительно отличаются от показателей концентрации таких веществ, имеющих место в подземных водах, после оказания воздействия при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Коммунальник», что свидетельствует о нарушении Обществом требований охраны водных объектов, которое может повлечь загрязнение водных ресурсов, предусмотренных ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение городского суда подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л :
Решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 апреля 2018 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальник» отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на новое рассмотрение.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры С.М. Ушакова