Дело № 7-417/2022 Судья: Губка Н.Б.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 01 июня 2022 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Кузнецовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Правый берег» ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» № от 22 ноября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Правый берег» ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением по делу об административном правонарушении № от 22 ноября 2021 года заместитель директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Правый берег» (далее по тексту – ООО УК «Правый берег») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 марта 2022 года в удовлетворении жалобы заместителя директора ООО УК «Правый берег» ФИО1 отказано, постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель директора ООО УК «Правый берег» ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что лицензионные требования к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом установлены пунктом 3 Положения № 1110 от 28 октября 2014 года, при этом Правила №№ 170, 491 и 290 не могут быть отнесены к лицензионным требованиям, так как такое толкование основано на неправильном применении закона, поскольку лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденных Правительством РФ. Толкование Правил 170, 491 и 290 в качестве лицензионных не соответствует принципу формальной определенности. Признание указанных правил как лицензионных требований противоречит принципу действия закона во времени, поскольку указанные правила введены в действие до установления Правительством РФ лицензионных требований в пункте 3 Положения № 1110 от 28 октября 2014 года. Судом осуществлено смещение разнородных понятий «лицензионные требования» и «требования жилищного законодательства», так как действия, связанные с несоблюдением Правил №№ 170, 190 по объективной стороне состава правонарушения должны быть квалифицированы по статье 7.22 КоАП РФ как нарушение требований жилищного законодательства. Имеет место неопределенность правового регулирования лицензионных требований, поскольку бланкетный характер положений ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и норм Положения № 1110 от 28 октября 2014 года отсылает к положениям части 2.3 статьи 161 и части 1 статьи 162 ЖК РФ, установленных до введения в действие законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности.
Представитель ГУ «ГЖИ» по Челябинской области ФИО2 возражала против удовлетворения доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Заместитель директора ООО УК «Правый берег» ФИО1, при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав объяснения ФИО2, проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела сотрудниками Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» в ходе проведения выездной внеплановой проверки ООО УК "Правый берег» (лицензия № от 29 ноября 2018 года) выявлены нарушения при управлении многоквартирным домом .
Согласно акту проверки № от 07 мая 2021 года ООО УК «Правый берег» допущено нарушение в части содержания общего имущества указанного дома, в том числе:
- ненадлежащее содержание фундамента;
- ненадлежащее содержание внутренней отделки мест общего пользования – частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя стен лестничных клеток;
- ненадлежащее содержание оконных заполнений;
- ненадлежащее содержание помещений, входящих в состав общего имущества;
- ненадлежащее содержание системы электроснабжения (отсутствие освещения, наличие скруток);
- ненадлежащее содержание мусоропроводов;
- нарушение напольного покрытия на площадках первых этажей и в тамбурах;
- отсутствие в подъездах теплоизоляция на трубопроводе отопления;
- нарушены крепления перекрытий и перегородок деревянного основания тамбура с нарушении п.1 абз. 8, п.11, абз.2,3 п.13, абз.2-5 п.23, п.20, п.14 аб.5,, абз.2,3 п.18,, п.4,6 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290;
- п.4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170;
- ст. 44 ЖК РФ, требования п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1100;
- ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
07 мая 2021 года в адрес ООО УК «Правый берег» вынесены предписания №; № об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, установлен срок до 19 июля 2021 года.
13 мая 2021 года составлен протокол в отношении ООО УК «Правый берег» об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
ФИО1, являющийся заместителем директором ООО УК «Правый берег» и имеющий право действовать от имени юридического лица, обладающий необходимым для этого объемом полномочий, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несет административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
Таким образом, действия ФИО1 как должностного лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в результате чего было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от 22 ноября 2021 года в отношении заместителя директора ООО УК «Правый берег» ФИО1, которым указанное должностное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 13 мая 2021 года; обращением жителей дома от 12 апреля 2021 года; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 22 апреля 2021 года №; актом проверки № от 07 мая 2021 года; предписаниям № от 07 мая 2021 года, предписанием № от 07 мая 2021 года; предписанием № от 07 мая 2021 года и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и в своей совокупности достаточными для установления вины указанного должностного лица ООО УК «Правый берег» в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 1 статьи 193 ЖК РФ и пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110 установлены перечни лицензионных требований, которые должен выполнять лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 указанного Минимального перечня к работам, выполняемым в отношении всех видов фундаментов относятся:
проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам. Устранение выявленных нарушений;
проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением:
признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов;
коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами;
поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами;
при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций;
проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности;
определение и документальное фиксирование температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов.
В силу пункта 11 указанного перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов относятся проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Пунктом 13 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме:
проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
На основании пункта 23 Минимального перечня предусмотрены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме:
сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
мытье окон;
очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов);
проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Пунктом 20 Перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме:
проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки;
проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения;
техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования;
контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации;
обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
В пункте 14 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов:
проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода;
при выявлении засоров - незамедлительное их устранение;
чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования;
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно пункту 4.4.1 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку;
устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов;
восстановление защитно-отделочных покрытий;
периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях заместителя директора ООО УК «Правый берег» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия заместителя директора ООО УК «Правый берег» ФИО1 квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению жилищного законодательства.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, разъяснены заместителю директора ООО УК «Правый берег» ФИО1, копия протокола вручена должностному лицу в установленном законом порядке 13 мая 2021 года.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Рассматривая дело по существу, судья установил все значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, и получили правильную оценку. Вывод о наличии события правонарушения и о виновности заместителя директора ООО УК «Правый берег» ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Кроме того, судьей районного суда верно установлено, что на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поскольку составляет один год, который подлежит исчислению со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения – 29 апреля 2021 года), то есть с 30 апреля 2021 года.
В части 3 статьи 4.5 КоАП РФ указано, если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, помимо административного штрафа, предусматривает альтернативное административное наказание в виде дисквалификации.
Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Доводы жалобы о том, что Правила №№ 170, 491 и 290 не могут быть отнесены к лицензионным требованиям, при этом Правила №№ 170, 190 по объективной стороне состава правонарушения должны быть квалифицированы по статье 7.22 КоАП РФ как нарушение требований жилищного законодательства, подлежат отклонению в связи с ошибочным пониманием апеллятором норм права.
В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491.
Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил №№ 170, № 491 и № 290 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к статье 7.22 КоАП РФ.
Иная позиция апеллятора не влечет изменение или отмену принятого акта о привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, так как указанная позиция основана на неверном толковании норм права и не исключает состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ
Постановление о назначении заместителю директора ООО УК «Правый берег» ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ; все представленные в материалы дела доказательства исследованы, им дана объективная и мотивированная оценка доводам жалоб.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судом первой инстанции при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника Главного управления «Государственной жилищной инспекции Челябинской области» № от 22 ноября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Правый берег» ФИО1, оставить без изменения, жалобу заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Правый берег» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: А.А.Жуков