ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-419/20 от 10.12.2020 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья: Чуглина Е.А. дело № 7-419/2020

Р Е Ш Е Н И Е

10 декабря 2020 года г. Пенза

Судья Пензенского областного суда Николаева Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Газпром трансгаз Саратов» на постановление заместителя начальника Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 № 00146-Л от 06 июля 2020 года и решение судьи Белинского районного суда Пензенской области от 14 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 № 00146-Л от 06 июля 2020 года ООО «Газпром трансгаз Саратов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Белинского районного суда Пензенской области от 14 августа 2020 года постановление должностного лица изменено, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снижено до 150000 рублей.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО2 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда как незаконные, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает на то, что требования пунктов 3, 5, 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах носят альтернативный характер (территория, прилегающая к лесу, должна быть очищена от сухой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером). Кроме того, данные пункты Правила устанавливают общие положения и требования пожарной безопасности в лесах к лицам, владеющим и пользующимся лесными участками. Вместе с тем, должны применяться пункты 34 и 35 Правил пожарной безопасности, устанавливающие иные, специальные требования пожарной безопасности при эксплуатации трубопроводов в лесах, которые ООО «Газпром трансгаз Саратов» были исполнены. Кроме того, полагает, что законный представитель ООО «Газпром трансгаз Саратов» не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

В судебном заседании защитник ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО3 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Дополнительно пояснила, что территория, прилегающая к лесу в охранной зоне газопровода, полностью очищена от горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, однако административный орган полагает, что так же должна быть проложена и противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра. С указанным она не согласна, так как требования Правил носят альтернативный характер.

Заместитель начальника Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, причина не явки не известна.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Согласно части 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Лица, виновные в нарушении требований Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

Как следует из материалов дела, основанием привлечения ООО «Газпром трансгаз Саратов» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы должностного лица о том, что ООО «Газпром трансгаз Саратов» 22 апреля 2020 года в период с 13 часов 30 минут до 15 часов, в период действия особого противопожарного режима, установленного Постановлением администрации Белинского района Пензенской области от 03 апреля 2020 года № 277, были нарушены требования пункта 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, а именно, на лесном участке: <данные изъяты>; не проведено противопожарное обустройство: лес не отделен противопожарной минерализованной полосой не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Однако, с выводами должностного лица и судьи районного суда о виновности ООО «Газпром трансгаз Саратов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу пункта 9(1) Правил, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Из указанной нормы следует, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в не совершении виновным лицом альтернативных действий по обеспечению очистки территории, прилегающей к лесу от любых горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, либо отделении леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов», в частности, протокола об административном правонарушении, следует, что должностным лицом не проверялось и не было установлено при проведении патрулирования проводились ли ООО «Газпром трансгаз Саратов» действия по обеспечению очистки территории от горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров.

В ходе судебного заседания защитник ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО3 пояснила, что на момент проведения патрулирования, обществом были соблюдены требования Правил по очистке территории от горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров.

Таким образом, в ходе производства по делу не была полностью установлена объективная сторона административного правонарушения, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Газпром трансгаз Саратов» состава административного правонарушения.

Кроме того, как следует из материалов дела, особый противопожарный режим был установлен Постановлением администрации Белинского района Пензенской области от 03 апреля 2020 года № 277.

Согласно части 4 статьи 35 Устава Белинского района постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Белинского района федеральными законами и законами Пензенской области, вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования (обнародования), если указанными правовыми актами не установлен иной срок вступления в силу после дня их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с частью 6 статьи 35 Устава Белинского района, официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов, является первая публикация полного текста муниципального правового акта или соглашения в периодическом печатном издании "Газета Белинского района Пензенской области "Чембарские вести" или в Белинской районной газете "Сельская новь".

Материалы дела об административном правонарушении не содержат достоверных данных, безусловно свидетельствующих о том, что на момент выявления административного правонарушения постановление было надлежащим образом опубликовано и вступило в законную силу.

Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, а так же судьей районного суда данный вопрос не выяснялся. В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие опубликование Постановления администрации Белинского района Пензенской области от 03 апреля 2020 года № 277 в указанных выше печатных изданиях.

Часть 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При указанных выше обстоятельствах, выводы судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Газпром трансгаз Саратов» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются необоснованными, так как сделаны на неполно выясненных обстоятельствах по делу.

В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 № 00146-Л от 06 июля 2020 года и решение судьи Белинского районного суда Пензенской области от 14 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов», отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника ООО «Газпром трансгаз Саратов» ФИО2 удовлетворить.

Судья Пензенского областного суда Николаева Л.В.