ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-419/2015 от 09.07.2015 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 09 июля 2015 года № 7-419/2015

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Сотников И.А. при секретаре Другове Д.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Сямженскому и Верховажскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Шутова А. С. на решение судьи Верховажского районного суда Вологодской области от 06 мая 2015 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора Сямженского и Верховажского районов по пожарному надзору Шутова А. С. от <ДАТА> о привлечении Черепановой В. Н. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью административного правонарушения,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Сямженского и Верховажского районов по пожарному надзору – заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Сямженскому и Верховажскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Шутова А.С. №... от <ДАТА> директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Верховажская межпоселенческая централизованная библиотечная система» Черепанова В.Н. привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ, Кодекс), и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, Черепанова В.Н. обратилась с жалобой в суд, просила постановление должностного лица отменить, указывая, что часть нарушений была устранена незамедлительно, некоторые нарушения являются малозначительными, учреждение является бюджетным. Ранее выделенные на противопожарные мероприятия денежные средства израсходованы по назначению.

В судебном заседании Черепанова В.Н. жалобу поддержала и пояснила, что учреждение культуры является дотационным, противопожарная сигнализация установлена в первую очередь на наиболее посещаемых объектах, оснащение иных объектов будет производиться по мере финансирования.

Судьёй принято приведённое решение.

В жалобе заместитель начальника отдела надзорной деятельности по Сямженскому и Верховажскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Шутов А.С. ставит вопрос об отмене решения судьи в связи с отсутствием признаков малозначительности совершённого правонарушения.

В возражениях на жалобу Черепанова В.Н. просит решение оставить без изменения, выражая согласие с выводами судьи.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи (часть 1); нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3); нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4).

Из материалов дела следует, что в период с <ДАТА> по <ДАТА> проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением законодательства в области пожарной безопасности в зданиях, помещениях и на территории муниципального бюджетного учреждения культуры «Верховажская межпоселенческая централизованная библиотечная система», по результатам которых выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, Свода правил 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97, НПБ 110-03, НПБ 104-03, а именно:

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, в здании находится менее 2-х ручных огнетушителей (один) на этаж, огнетушители не пронумерованы, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре;

- применительно к филиалу ... (д. Леушинская, <адрес>): в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении хранения библиотечного фонда, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, отсутствуют акты проверки и ремонта отопительных приборов по итогам проверок перед началом отопительного сезона, отсутствуют акты проведения очисток дымоходов и печей, хранение золы от отопительной печи производится в общем коридоре у центрального входа в бумажной коробке, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, в здания находится менее 2-х ручных огнетушителей (один огнетушитель) на этаж, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении хранения библиотечного фонда, огнетушители не пронумерованы, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, отсутствуют акты проверки и ремонта отопительных приборов по итогам проверок перед началом отопительного сезона, отсутствуют акты проведения очисток дымоходов и печей от сажи, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении хранения библиотечного фонда и в помещении экологической комнаты, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, запор на одной из створок эвакуационной двери центрального входа не обеспечивает возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа, дверной проём эвакуационного выхода из помещения библиотеки в общий коридор менее 1,9 метра;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, отсутствуют акты проверки и ремонта отопительных приборов по итогам проверок перед началом отопительного сезона, отсутствуют акты проведения очисток дымоходов и печей, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, огнетушители не пронумерованы, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, отсутствуют акты проверки и ремонта отопительных приборов по итогам проверок перед началом отопительного сезона, отсутствуют акты проведения очисток дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи, первичные средства пожаротушения (огнетушители установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, в здании находится менее 2-х ручных огнетушителей (1 огнетушитель) на этаж, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении книжного фонда и в помещении абонентов, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, дверь эвакуационного выхода из помещения библиотеки закрыта на навесной замок снаружи здания;

- применительно к ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении абонентов, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, на объекте отсутствует исполнительная (проектно-сметная) документация на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не организовано (не реже 1 раза в квартал) проведение проверок работоспособности систем противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) с оформлением соответствующего акта проверки, отсутствует годовой план-график, составленный с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения);

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении архива, в здании находится менее 2-х ручных огнетушителей (1 огнетушитель) на этаж;

- применительно к филиалу ... (<адрес>) инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, отсутствуют акты проведения очисток дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи (не реже 1 раза в три месяца), не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, не произведена перезарядка первичных средств пожаротушения (огнетушителей) № 1, № 2, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, отсутствуют акты проведения очисток дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи (не реже 1 раза в три месяца), не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, в здании находится менее 2-х ручных огнетушителей (1 огнетушитель) на этаж, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, в здании находится менее 2-х ручных огнетушителей (1 огнетушитель) на этаж, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении абонентов и обслуживания, отсутствует порядковый номер на огнетушителе, в помещениях отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения управления эвакуацией людей при пожаре;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, не произведена перезарядка первичных средств пожаротушения (огнетушителей) № 2;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, первичные средства пожаротушения (огнетушители) установлены не на видных местах на высоте менее 1,5 метров, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении абонентов;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в помещении читального фонда;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, отсутствует порядковый номер на огнетушителе;

- применительно к филиалу ... (<адрес>): инструкция о мерах пожарной безопасности разработана с нарушениями установленных требований, в административных и общественных помещениях отсутствуют таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны, отсутствуют предусмотренные конструкцией колпаки (рассеиватели) на светильниках в общем коридоре, не обеспечена своевременность и периодичность осмотра и проверки первичных средств пожаротушения (огнетушителей) 1 раз в квартал в специальном журнале произвольной формы, отсутствует порядковый номер на огнетушителе, на объекте отсутствует исполнительная (проектно-сметная) документация на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не организовано (не реже 1 раза в квартал) проведение проверок работоспособности систем противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) с оформлением соответствующего акта проверки, отсутствует годовой план-график, составленный с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения).

По результатам данной проверки в отношении директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Верховажская межпоселенческая централизованная библиотечная система» Черепановой В.Н. составлены протоколы №..., №..., №... об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях Черепановой В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судьи о необходимости освобождения Черепановой В.Н. от административной ответственности ввиду малозначительности совершённого правонарушения является обоснованным и должным образом мотивированным.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает при малозначительности совершённого административного правонарушения право судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»).

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.

Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены не вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности, за исключением случаев рассмотрения жалобы потерпевшего на не вступившее в законную силу постановление должностного лица или судьи.

Поскольку при рассмотрении дела судьей существенных нарушений процессуальных требований допущено не было, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, при указанных обстоятельствах с учётом положений части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса, решение судьи Верховажского районного суда Вологодской области от 07 мая 2015 года не может быть отменено по жалобе должностного лица.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Верховажского районного суда Вологодской области от 06 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Сямженскому и Верховажскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Вологодской области Шутова А. С. - без удовлетворения.

Судья

Вологодского областного суда И.А. Сотников