судья Бабурина О.И.
дело №7-41/2022 (12-41)
УИД 59RS0007-01-2021-010833-75
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 25 января 2022 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.12.2021 (резолютивная часть постановления вынесена и объявлена 02.12.2021) ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, ИП ФИО1 просит об отмене данного постановления с прекращением производства по делу, указывая на то, что вмененные ему в нарушение санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных (профилактических) мероприятий» к его деятельности по эксплуатации автомата по продаже воды в розлив не применимы.
В рассмотрении жалобы ИП ФИО1, извещенный надлежащим образом, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитников ИП ФИО1 по доверенностям адвоката Буркову В.А., Витюк Е.П., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по доверенности ФИО2, полагавшую привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ обоснованным, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статья 6.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Основанием для составления в отношении ИП ФИО1 протокола об административном правонарушении по данной норме послужило нарушение им по состоянию на 26.11.2021 при осуществлении деятельности по реализации населению питьевой воды через киоск, установленный на сетях холодного водоснабжения жилого дома по адресу: <...>, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и норм, невыполнении противоэпидемических мероприятий: не обеспечил проведение производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с таб.3 прил.4 СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающей частоту проведения производственного контроля не менее 2 раз в месяц (индивидуальным предпринимателем в соответствии с разработанной программой производственного контроля последний осуществляется 1 раз в год по микробиологическим и органолептическим показателям); не обеспечил согласование разработанной программы производственного контроля качества питьевой воды с Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, что является нарушением требований п.77 СанПиН 2.1.3684-21.
Привлекая ИП ФИО1 к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о доказанности факта неисполнения ИП ФИО1 законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в частности требований таблицы 3 приложения 4 и п. 77 СанПиН 2.1.3684-21. Доводы ИП ФИО1 о том, что требования указанных санитарных правил на него не распространяются, судья не принял во внимание со ссылкой на осуществление привлекаемым к административной ответственности лицом деятельности по реализации населению питьевой воды через киоск.
С постановлением судьи районного суда о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ с учетом описанного деяния, послужившего основанием для составления в отношении указанного лица протокола об административной ответственности по названной норме, согласиться нельзя.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.1 КоАП РФ).
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 в разделе IV предусматривают санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, исходя из положений которого, соответствующие обязанности возлагаются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения. В частности в соответствии с п.77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам. Названные Правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
В статье 2Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приводятся следующие понятия: водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем); централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Как следует из материалов дела, между ТСН «Механошина, 15» и ИП ФИО1 12.08.2020 заключен договор аренды нежилого помещения для установки автомата по очистке и продаже питьевой воды, в соответствии с которым последнему предоставлены два квадратных метра нежилого помещения в подвале и на стене многоквартирного дома по ул. Механошина, 15 для размещения и сервисного обслуживания автомата для воды в целях снабжения жителей многоквартирного дома и соседних домов чистой питьевой водой первой категории качества; ИП ФИО1 устанавливает следующие составные части автомат: блок очистки воды, блок розлива воды, коммуникации для подвода водопроводной воды и водоотведения, электропроводку 220 В, приборы учета коммунальных ресурсов (приборы учета на воду и электричество).
В качестве одной из обязанностей ИП ФИО1 договором предусмотрено возмещение стоимости потребленных коммунальных ресурсов (электрической энергии и воды) согласно действующим тарифам по показаниям прибора учета. Договор также предусматривает обязанность оплаты ИП ФИО1 потребленных автоматом электроэнергии и воды, услуг по водоотведению.
Согласно паспорту автомат по очистке и продаже питьевой воды в тару потребителя «Третий кран.STREET» используется для розлива очищенной воды в тару покупателя в уличных условиях и в помещениях, имеет монетоприемник (купюроприемник – опционально).
Исходя из приведенных выше понятий, ст.8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», содержащей требования к обеспечению эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, особенностей установленного для розлива воды автомата, договора аренды, ИП ФИО1 не относится вопреки выводам судьи районного суда, доводам представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, к хозяйствующим субъектам, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения. То обстоятельство, что источником воды, проходящей через систему автомата, является система центрального водоснабжения, не наделяет ИП ФИО1 статусом указанного субъекта в том смысле, который придается данному понятию СанПиН 2.1.3684-21.
Судьей районного суда не принято во внимание то обстоятельство, что с 01.03.2020 приказом Росстандарта от 06.11.2019 №1090-ст введен «ГОСТ Р 58645-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Реализация питьевой воды в розлив. Общие требования», устанавливающий общие требования к реализации потребителям (населению) питьевой воды в розлив в тару потребителя и распространяющийся на услуги по реализации питьевой воды в розлив, предоставляемые изготовителями и продавцами питьевой воды - как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.
Данный Стандарт содержит следующие понятия: питьевая вода - вода в исходном состоянии либо после обработки (независимо от происхождения (атмосферная, поверхностная, подземная и др.)), пригодная для питья и (или) приготовления пищи, предназначенная для потребления человеком и не содержащая сахар, подсластители, ароматизаторы и другие пищевые вещества, за исключением минеральных солей, добавляемых в качестве источника анионов и катионов; обработанная питьевая вода - вода, которая получена из различных водозаборов, обработана любым способом, предназначена для непосредственного употребления человеком и может содержать естественным образом присутствующие в ней минеральные вещества или специально добавленные минеральные вещества, а также диоксид углерода; автоматизированный объект по торговле питьевой водой в розлив: Нестационарный торговый объект по реализации питьевой воды в розлив в тару потребителей с использованием автоматизированных систем расчетов и метода самообслуживания без участия продавца; а также предусматривает в п.п. 4.1, 4.2, что для производства питьевой воды в розлив может быть использована исходная питьевая вода, в том числе из централизованных систем питьевого водоснабжения, в том числе с использованием систем доочистки; питьевую воду реализуют в розлив в тару потребителей через автоматизированные объекты по торговле питьевой водой в розлив.
Присоединение к трубопроводам централизованных систем водоснабжения относится к способам транспортирования питьевой воды к торговым объектам (п.5.4 Национального стандарта). При этом п. 8.1 названного Стандарта различает следующие виды автоматизированных объектов по торговле питьевой водой в розлив: объект с накопительной изотермической емкостью, наполняемой путем заправки из автоцистерн или из централизованного источника водоснабжения; объект без накопительной емкости с прямым присоединением к централизованному источнику водоснабжения.
Таким образом, при осуществлении деятельности по продаже очищенной питьевой воды через автомат, присоединенный к централизованному источнику водоснабжения, ИП ФИО1 должен руководствоваться национальным стандартом ГОСТ Р 58645-2019 с учетом нормативных правовых актов, к которым данный документ отсылает в ряде положений.
Национальный стандарт содержит требования к производственному контролю питьевой воды, в силу п.9.1 каждый изготовитель и продавец питьевой воды в розлив должен разработать программы производственного контроля, основанные на принципах ХАССП.
Данный национальный стандарт, как и санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий, на которые ссылается национальный стандарт, требования, нарушения которых вменены ИП ФИО1, не содержат.
При таких обстоятельствах в действиях ИП ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, с учетом события, описанного в протоколе об административном правонарушении, и вмененного в нарушение нормативного правового акта отсутствует.
С учетом изложенного принятое по делу постановление не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.12.2021 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП ФИО1 – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись