Судья Чернышова Т.В. дело № 7-420/2022
РЕШЕНИЕ
<адрес> 27 апреля 2022 года
Судья <адрес> краевого суда Темрезов Т.Б., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН на решение судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением №/ВП/1-28/4 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «Кавмининтер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
ООО «Кавмининтер» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ и представление от ДД.ММ.ГГГГ№/ВП/1-28./5 оставлены без изменения, жалоба общества оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в <адрес> краевой суд, генеральный директор ООО «Кавмининтер» КОН решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ, представление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав генерального директора КОН и его представителя – адвоката КНС, просивших жалобу удовлетворить, представителя Северо – Кавказского межрегионального управления Росприродныдзора МАВ, просившую в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующему.
Статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлеченияООО «Кавмининтер» постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу МВН от 24 марта 2021 г. № 21-1/ВП/1-28/4 к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также внесения представления в адрес Общества представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, послужили выявленные при проведении в период с 18 января 2021 г. по 29 января2021 г. Северо-Кавказским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в ООО «Кавмининтер» проверки нарушения требований пунктов 4.1.2, 4.1.9 Раздела 4 Дополнения № 2 к лицензии СТВ 00428 МЭ, требований пункта 10 части 2 статьи 22, частей 7 и 8 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», подпункта «а» пункта 2, подпункта «б» пункта 5 и пункта 19 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 94, части 11.2 Проекта округа горно-санитарной охраны Змейкинского месторождения подземных минеральных вод ООО «Кавмининтер».
Оставляя без изменения постановление должностного лица и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья Минераловодского городского суда счел обоснованным вывод должностного лица о наличии в действиях ООО «Кавмининтер» состава административного правонарушения, предусмотренного статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку должностного лица и судьи городского суда на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
С выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях ООО «Кавмининтер» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно согласился судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Выводы суда о виновности общества судьей городского суда надлежащим образом мотивированы со ссылками на конкретные нормы закона и материалы дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы привлекаемого юридического лица о том, что событие административного правонарушения не установлено и не доказано, подлежат отклонению в виду следующего.
Так из представленных материалов видно, что ООО «Кавмининтер» осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины № на Змейкинском месторождении на основании лицензии СТВ 00428 МЭ.
Основным потребителем минеральных вод Змейкинского месторождения является завод розлива ЗАО «Кавминводы», который потребляет до 90-95% всей добываемой минеральной воды. Для подачи минеральной воды до завода-розлива ООО «Кавмининтер» имеет собственный минералопровод длиной 3,5 км. Вторым водопотребителем является ООО «Санаторий «Минеральные Воды-2», которому минеральная вода поставляется по второму трубопроводу, принадлежащему санаторию. Минеральные воды, выведенные скважиной № из песчаников аптско-нижнеальбского водоносного горизонта, относятся к высокотермальным (температура на устье 68-70°С) маломинерализованным (4-5 г/дмЗ) гидрокарбонатно-сульфатным кальциево-натриевым, содержащим биологически активные компоненты в кондиционных количествах: углекислоту растворенную 0,3-0,4 г/дмЗ и общую 2,6-2,8 г/дмЗ, а также кремневую кислоту 48-53 г/дмЗ. Водоносный горизонт высоконапорный - статический уровень +418 м над поверхностью земли, что обеспечивает в настоящем круглосуточный режим самоизлива. Вода подается потребителям самотеком по минералопроводам.
Исходя из заключения экспертной комиссии добычу подземных вод предписано вести в соответствии с проектом разработки Змейкинского месторождения, включающим проведение мониторинга подземных вод. Недропользователю в дальнейшем необходимо в установленном порядке обратиться в орган управления фондом недр с мотивированной просьбой об оформлении новой лицензии или соответствующего дополнения к условиям -лицензионного соглашения к действующей лицензии с учётом рекомендаций настоящего заключения.
ДД.ММ.ГГГГ в Управлении по недропользованию по <адрес> зарегистрировано дополнение № к лицензии СТВ № МЭ с новыми Условиями пользования недрами, в котором абзац 7 «срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ» изложен в следующей редакции: «Срок окончания действия лицензии ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно п. 4.1.2 Раздела 4 Дополнения № к лицензии СТВ № владелец лицензии обязан: в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, извещать соответствующие уполномоченные органы <адрес> обо всех аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно п. 4.1.9 Раздела 4 Дополнения № к лицензии СТВ № владелец лицензии обязан: обеспечивать соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ.
ДД.ММ.ГГГГ административным органом произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № прилегающей к нему территории входящих в лицензионный участок по лицензии СТВ № МЭ ООО «Кавмининтер» по результатам которого составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий №а/ АР/190/5 от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в первой зоне строгой санитарной (горно-санитарной) охраны Змейкинского месторождения минеральных вод огорожен бетонным забором и охраняется сотрудниками ООО «Кавмининтер», на его территории расположены три объекта недвижимости: проходная (кадастровый №), здание санитарного контроля (кадастровый №) принадлежащие на праве собственности ООО «Кавмининтер», надкаптажное сооружение со скважиной № с кадастровым номером № принадлежащее Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № используется по назначению: под санитарно- охранной зоной скважины №.
По части земельного участка с кадастровым номером № а именно от надкаптажного сооружения до его ограды проходит два минералопровода: № на завод розлива и № в санаторий. Первый минералопровод от скважины № Змейкинского месторождения до завода розлива минеральной воды имеет кадастровый № и принадлежит на праве собственности ООО «Кавмининтер» (свидетельство о регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ). Второй минералопровод от скважины № Змейкинского месторождения до санатория имеет кадастровый № и принадлежит КНР (свидетельство о регистрации права собственности <адрес>).
Режим скважины непрерывно-круглосуточный, минеральная вода из скважины по двум трубопроводам, за счет избыточного напора подается в резервуары санатория «Минеральные Воды» и на завод розлива АО «Кавминводы».
Между тем, в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в одном из трубопроводов, используемых для подачи минеральной воды имеется течь на рельеф местности, что не гарантирует защиту месторождения от преждевременного истощения, загрязнения и утраты лечебных свойств. В соответствии с предоставленными журналами ООО «Кавмининтер» в данные сутки (ДД.ММ.ГГГГ) подавало минеральную воду и ООО «Санаторий «Минеральные Воды-2», и ЗАО «Кавминводы». ООО «Кавмининтер» в лице директора КОН указало, что данная течь происходила из минералопровода, принадлежащего ООО «Санаторий «Минеральные Воды-2».
Минеральная вода ООО «Санаторий «Минеральные Воды-2» подается ООО «Кавмининтер» на основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором не предусмотрена ответственность сторон при аварийных ситуациях, в том числе при обнаружении течи из минералопровода.
ООО «Кавмининтер» не представило сведения о проведении технического осмотра линии минералопровода, а также не сообщило об указанной аварийной обстановки в уполномоченные органы.
Более того, ООО «Кавмининтер», как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добыче и поставке недр, продолжило подавать минеральному воду по поврежденному минералопроводу, что подтверждается журналом за декабрь 2020 г.
Таким образом, в нарушение требований, установленных частью 11.<адрес> горносанитарной охраны Змейкинского месторождения минеральных вод ООО «Кавмининтер» не выявляются старые, бездействующие, дефектные скважины, представляющие опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, при том, что одна из таких предполагаемых скважин расположена между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины № и пруда (водоема) неизвестного происхождения.
В рамках осмотра (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) и отбора проб (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) установлено наличие пруда (водоема) прилегающего к 1-й зоне санитарной охраны скважины №. Информация о данном пруде подтверждается данными публичной кадастровой карты. При этом за территорией первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения расположены, вдоль забора расположена накопительная емкость для сбора потерь минеральной воды. Возле данной емкости расположена еще одна емкость (колодец) с бетонной крышкой, которая примыкает к урезу воды пруда (водоема). Возле емкости (колодца) с бетонной крышкой, проведена полимерная труба к водоему по направлению от первой зоны санитарной охраны Змейкинского месторождения. Данный пруд в государственном водном реестре не числится. Действующих договоров водопользования и решений о предоставлении поверхностных водных объектов в пользование ООО «Кавмининтер» не имеет.
В рамках внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ испытательной лабораторией филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> осуществлён отбор проб природной воды из скважины № и из пруда (водоема) неизвестного происхождения для определения количественного химического анализа.
Вопреки доводам жалобы, по результатам проведенных исследований установлено, что состав отобранных проб воды из пруда (координаты: №°09"51.2" Е 43°03"55.4") и из скважины № не соответствуют друг другу, в скважине № концентрации ряда веществ выше по следующим показателям: взвешенные вещества, железо, цинк, ион аммония, хлорид-ион, сульфат-ион, БПК 5. При этом согласно протоколу испытаний (измерений) проб вода №-в от ДД.ММ.ГГГГ концентрация загрязняющего вещества - хром, идентична. Данный факт подтверждается результатами анализов, проведенными филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> и экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГВМС и ГАВ в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора (представленного в межрегиональное управление ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом «б» части 5 главы II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов» к профилактическим мероприятиям относятся: предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно- геологических и иных процессов.
В нарушение части 13.4 Технологической схемы разработки Змейкинского месторождения; пунктов 2, 6, 7 части «Пользователь обязан обеспечить» статьи 22, пунктов 7, 8 статьи 23 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недрах», пункта «б» части 5 главы II «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов», часть 4 статьи 59 ВК РФ ООО «Кавмининтер» не осуществляет мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учётом опасных инженерно-геологических и иных процессов.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Таким образом, судом первой инстанции, верно установлено, что ООО «Кавмининтер», как пользователь недр, отвечающий за рациональное использование и охрану недр при добычи и поставки недр не принимает должных мер по охране месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений и или осложняющих их разработку, а также меры по предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами при осуществлении подачи подземной минеральной воды по поврежденному минералопроводу.
Также обществом в нарушение требований не проводит профилактические мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов.
Кроме того, ООО «Кавмининтер» не выявляются старые, бездействующие, дефектные скважины, представляющие опасность, в части возможности загрязнения водоносных горизонтов, при том, что одна из таких предполагаемых скважин расположена между границей первого пояса зоны санитарной охраны водозабора скважины № и пруда (водоема), расположенного во втором поясе зоны горно-санитарной охраны. Информация о выявленные данных скважин в ходе проверки ООО «Кавмининтер» не представлена. ООО «Кавмининтер» не сообщило об указанной аварийной обстановке в уполномоченные органы.
Доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и обществом не представлено.
Таким образом, совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по статье 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Учитывая выявленные правонарушения должностным лицом Северо- Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обоснованно внесено ООО «Кавмининтер» представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В целом доводы, поданной в <адрес>вой суд жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки суда первой инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «Кавмининтер» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения ООО «Кавмининтер» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки на судебную практику по иным делам не имеют правового значения в рамках рассмотрения настоящей жалобы, поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья <адрес>вого суда
решил:
жалобу генерального директора ООО «Кавмининтер» КОН без удовлетворения.
Решение судьи Минераловодского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – ООО «Кавмининтер» оставить без изменения.
Судья краевого суда Т.Б. Темрезов