судья - Федорова Л.П.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 7-424/2017 3 мая 2017 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» - Дрягиной О.Н.,
с участием начальника Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры - Миловановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» Шанауровой Е.И. и начальника Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры Миловановой И.В. на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 января 2017 года, которым жалоба ООО «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворена частично: постановления начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды Миловановой И.В. № 01-382/2016, № 01-383/2016 и № 01-384/2016 от 03 ноября 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» - изменены и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятисот тысяч) тысяч рублей, в остальной части указанные постановления оставлены без изменения,
установил:
Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды Миловановой И.В. № 01-382/2016 от 03 ноября 2016 года юридическое лицо ООО «РН- Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей, за то, что 08 сентября 2016 года в 15 часов 58 минут в ходе освидетельствования земельного участка выявлено, что общество не выполнило взятое на себя обязательство о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного участка площадью 1852 м2, расположенного в районе куста № 15 Тепловского месторождения нефти в квартале 79 выдела 186 ТО -Нефтеюганское лесничество Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского урочища, в соответствии с проектом восстановительных работ, чем нарушило требования ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».
Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО Югры в области охраны окружающей среды Миловановой И.В. № 01-383/2016 от 03 ноября 2016 года юридическое лицо ООО «РН- Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей, за то, что 08 сентября 2016 года в 15 часов 50 минут в ходе освидетельствования земельного участка выявлено, что общество не выполнило взятое на себя обязательство о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного участка площадью 18906 м2, расположенного в районе ДНС № 30 Тепловского месторождения нефти в квартале 79 выделы 149, 133, 34, 134 ТО - Нефтеюганское лесничество Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского урочища, в соответствии с проектом восстановительных работ, чем нарушило требования ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйс тва от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».
Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления но контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО Югры в области охраны окружающей среды Миловановой И.В. № 01-384/2016 от 03 ноября 2016 года юридическое лицо ООО «РН- Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей, за то, что 08 сентября 2016 года в 15 часов 14 минут в ходе освидетельствования земельного участка выявлено, что общество не выполнило взятое на себя обязательство о возмещении в добровольном порядке вреда, причиненного окружающей среде, путем восстановления нарушенного состояния окружающей среды и проведения комплекса мероприятий по восстановлению загрязненного участка площадью 1736 м2, расположенного в районе куста № 8 Тепловского месторождения нефти в квартале 81 выдела 85, 98 ТО - Нефгеюганское лесничество Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского урочища, в соответствии с проектом восстановительных работ, чем нарушило требования ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г. № 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых».
Не согласившись с данными постановлениями, представитель юридического лица обратился в Нефтеюганский районный суд с жалобой.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 января 2017 года жалоба ООО «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворена частично: постановления начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды Миловановой И.В. № 01-382/2016, № 01-383/2016 и № 01-384/2016 от 03 ноября 2016 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» - изменены и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 (пятисот тысяч) тысяч рублей, в остальной части указанные постановления оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» Шанаурова Е.И. просит отменить решение суда и постановления Природнадзора Югры, производство по делу прекратить, мотивируя жалобу тем, что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения, так как неисполнение добровольно взятых на себя Обществом обязательств по рекультивации земель, не образуют состав правонарушения; с Общества был взыскан вред, причиненный загрязнением лесов, в денежном выражении, что исключает обязанность по возмещению вреда в натуре, то есть исключает обязанность Общества по проведению рекультивации земель. В данном случае имеет место двойное возмещение, что противоречит требованиям закона; данное правонарушение не является длящимся, так как был установлен определенный срок для рекультивации земель.
В жалобе, поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры начальник Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры Милованова И.В. просит отменить решение суда, постановления должностного лица Природнадзора Югры оставить без изменения, мотивируя жалобу тем, что по каждому нерекультивированному загрязненному лесному участку имеется отдельный состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ и оснований для назначения одного наказания за несколько нерекультивированныхъ земельных участков, не имеется.
В судебном заседании представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» Дрягина О.Н. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
В судебном заседании начальник Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры Милованова И.В. поддержала жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
Изучив материалы дела, доводы жалоб, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в невыполнении виновным лицом возложенных на него обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в результате проведения различных работ.
Под невыполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, понимается бездействие лица, обязанного заботиться о состоянии земель, заключающееся в не совершении предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей, во временное пользование, действий. Такой обязанностью является рекультивация земель, т.е. комплекс мероприятий технического и биологического характера, направленных на восстановление нарушенных земель, возобновление обитания животных, растений, микроорганизмов.
В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закона), под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 4 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 34 Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст.39 Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статья 46 Закона, предусматривает, что эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п. 20 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 27 декабря 2010 г.-№ 515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых», земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации.
Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Пунктом 3 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», (далее - Основные положения) предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Пунктом 4 Основных положений, предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Согласно п. 5 Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, ликвидации последствий загрязнения земель. При этом, согласно п.1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель проводится за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно п. 32 Основных положений, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
Требования, установленные в Основных положениях, при проведений работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, «В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв».
Факт того, что Общество не рекультивировало загрязненные лесные участки, в полном объеме подтверждается материалами дела, и не оспаривается самим Обществом.
Оснований не доверять совокупности приведенных в решении суда доказательств не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой.
Доводы жалобы Общества об отсутствии состава правонарушения, являются необоснованными, так как в силу ст.46 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Из указанной нормы закона следует, что юридическое лицо обязано рекультивировать нарушенные в результате своей деятельности земли, а также возместить вред окружающей среде.
Возмещение по решению суда Обществом вреда, причиненного лесам, не снимает с Общества обязанности по рекультивации земли.
Кроме того, из ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», следует, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, предусмотрено четыре вида юридической ответственности: имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная.
Таким образом, привлечение к имущественной ответственности, не исключает привлечение к административной ответственности за неисполнение обязанности по рекультивации земель.
Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, районный суд сделал правильный вывод о том, что в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Все выводы судьи должным образом мотивированы, основаны на верном толковании норм права.
Наказание ООО «РН-Юганскнефтегаз» назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» допущено не было.
Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, представитель ООО «РН-Юганскнефтегаз» заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в постановлении. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.
Данное правонарушение является длящимся, так как непринятие мер по рекультивации загрязненных участок носит длящийся характер, соответственно правонарушение окончено в момент выявления неисполнения обязанности по рекультивации земель. То обстоятельство, что Природнадзором Югры выносилось требование о проведении рекультивации к определенному сроку, не свидетельствует о том, что правонарушение не является длящимся, так как обязанность по рекультивации земель предусмотрена законом, независимо от действий Природнадзора Югры, направленных на понуждение Общества к скорейшему исполнению предусмотренной законом обязанности.
Являются также несостоятельными и доводы жалобы представителя Природнадзора Югры, так как объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ заключается в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В данном случае ООО «РН-Юганскнефтегаз», разрабатывая месторождение полезных ископаемых на предоставленном ему для производственной деятельности участке, в ходе своей деятельности допускает загрязнение отдельных лесных участков, которые обязано рекультивировать, однако, не делает этого и загрязненные участки остаются в нерекультивированном виде.
Данное правонарушение совершается в форме бездействия (неисполнение обязанностей по рекультивации земель) и является длящимся, считается оконченным в момент установления факта невыполнения обязанности по рекультивации земель.
Соответственно, выявленные в ходе одной проверки нерекультивированные участки подлежат квалификации как одно правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ. Действия административного органа, привлекающего юридическое лицо к ответственности за каждый загрязненный участок по отельному постановлению по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением отдельного наказания по каждому нерекультивированному загрязненному участку, основано на неверном толковании норм права.
Нерекультивированные участки выявлены в ходе проведения одной проверки, совершены в одно и то же время – в момент проведения проверки (момент выявления длящегося правонарушения), все правонарушения предусмотрены одной и той же частью 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах ООО «РН-Юганскнефтегаз» совершено одно административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в невыполнении обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождения полезных ископаемых.
При таком положении основания для удовлетворения жалоб отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 января 2017 года в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.7, ч.1 ст. 8.7, ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобы представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз» Шанауровой Е.И. и начальника Ханты-Мансийского управления Природнадзора Югры Миловановой И.В. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.В. Толстогузов