Судья Чуканова Н.А. Дело №7-424/2021
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 13 октября 2021 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Краснозерского районного суда Новосибирской области от 13 июля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Краснозерского района Новосибирской области ФИО1,
установил:
прокурором Краснозерского района Новосибирской области 26 марта 2021 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы Краснозерского района Новосибирской области ФИО1 по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Заместителем начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО2 29 апреля 2021 года вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главы Краснозерского района города Новосибирска ФИО1 в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Прокурором Краснозерского района Новосибирской области принесен протест на постановление.
Решением судьи Краснозерского районного суда Новосибирской области от 13 июля 2021 года постановление заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Не согласившись с решением судьи Краснозерского районного суда Новосибирской области, ФИО1 обратилась с жалобой в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы указано о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. При этом отмечено, что на момент возбуждения дела об административном правонарушении Постановлением Правительства Новосибирской области от 19 августа 2020 года № 350-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 23 января 2015 года № 22» исключены условия предоставления субсидий, в том числе в части предоставления результатов оценки состояния дорог.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется. Основания для восстановления срока отсутствуют.
Изучив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Космыниной Ю.А., проверив в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов, прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области проверено соблюдение бюджетного законодательства администрацией Краснозерского района Новосибирской области при реализации мероприятий регионального проекта «Дорожная сеть Новосибирская область» государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» (далее - Программа), утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23 января 2015 года № 22-П (далее-Постановление).
Установлено, что 31 января 2020 года администрацией Краснозерского района Новосибирской области с министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета Новосибирской области бюджету Краснозерского района Новосибирской области субсидии на реализацию мероприятий по устойчивому функционированию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, а также улично-дорожной сети в муниципальных образованиях Новосибирской области, в том числе в целях реализации регионального проекта «Дорожная сеть (Новосибирская область)», государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» № СН-21 (далее Соглашение № СН-21).
Постановлением в Приложении №2 утверждены Условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в рамках реализации мероприятия государственно программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» (далее Приложение №2).
В соответствии с Приложением № 2 к Постановлению условиями предоставления субсидий являлись: наличие оформленного права собственности на автомобильные дороги местного значения и искусственные сооружения на них; наличие результатов проведенной оценки транспортно-эксплуатационного состояния (диагностики) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; наличие в местном бюджете средств на софинансирование мероприятий, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии; наличие разработанной проектно-сметной документации; отсутствие неиспользованных остатков ранее перечисленных субсидий на счетах органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Соглашения № СН-21 администрация Краснозерского района обязана соблюдать условия предоставления и расходования субсидии, установленные бюджетным законодательством РФ, Правилами предоставления субсидий, Порядком предоставления субсидии, а также настоящим Соглашением.
Между администрацией Краснозерского района и администрацией р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Краснозерского района Новосибирской области из бюджета Краснозерского района Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия на реализацию мероприятий по устойчивому функционированию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области от 26 февраля 2020 года № 1 (далее - Соглашение № 1) на реализацию вышеуказанных мероприятий в размере 15 216 288,79 рублей.
В соответствии с приложением № 1 к Соглашению № СН-21 одним из направлений расходования средств субсидии на реализацию мероприятий по устойчивому функционированию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, в рамках Программы является содержание автомобильных дорог администрацией р.п. Краснозерское. Общий объем бюджетных ассигнований 4 184 211,00 рублей, в том числе за счет средств субсидии - 3 500 000,00 рублей.
17 августа 2019 года администрацией р.п. Краснозерское заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (далее - Контракт). Срок выполнения работ с 01 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.
В соответствии с Приложением № 1 к Техническому заданию Контракта работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования подлежат выполнению по улицам: Автоколонская, Аэродромная, Береговая, Березовая, Братская, ФИО3, Весенняя, Ветеранов, Восточная, ФИО4, Дорожная, ФИО5, Заводская, Заречная, Зеркальная, Изумрудная, ФИО6, Коллективная, Коммунальная, Комсомольская, ФИО6, Крестьянская, Л. Швадленка, Ленина, Лесхозовская, Луговая, Летняя, Мира, ФИО7, Молодежная, Набережная, Набережный переулок, Новая, Озерная, Октябрьская, ФИО8, Первомайская, Победы, Полевая, Поселковая, Почтовая, Привольная, Пролетарская, Промышленная, Рабочая, Рассветная, Российская, Рощинская, Садовая, Свободы, Северная, Сибирская, Советская, Солнечная, Степная, Тракторная, Трудовая, ФИО9, ФИО10, Часовая, ФИО11, ФИО12, Энтузиастов, Юбилейная.
Денежные средства Краснозерскому району в соответствии с Соглашением № СН-21 на реализацию мероприятий по содержанию автомобильных дорог администрацией р.п. Краснозерское перечислены Министерством платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 291 666,67 рублей, от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 291 666,67 рублей.
10 июня 2021 года администрацией Краснозерского района муниципальному образованию р.п. Краснозерское в рамках Соглашения № 1 согласно платежному поручению №1884 перечислены денежные средства субсидии в размере 583 333,34 рубля, которые затрачены администрацией р.п. Краснозерское на оплату работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования р.п. Краснозерское в соответствии с контрактом.
В нарушение пункта 4.2.2. Соглашения № СН-21, на момент перечисления денежных средств в размере 583 333,34 рублей у органов местного самоуправления Краснозерского района отсутствовали результаты оценки транспортно-эксплуатационного состояния (диагностики) автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в р.п. Краснозерское, на которых осуществлялось выполнение мероприятий по содержанию автомобильных дорог администрацией р.п. Краснозерское в рамках реализации регионального проекта «Дорожная сеть Новосибирская область».
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы Краснозерского района Новосибирской области ФИО1 дела об административном правонарушении по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Должностное лицо контрольного управления Новосибирской области, на рассмотрение которому поступило настоящее дело, согласилось с выводами прокурора о нарушении получателем бюджетных средств, которому предоставлены межбюджетные трансферты, - администрацией Краснозерского района Новосибирской области в лице главы ФИО13 бюджетного законодательства, выразившегося в нарушении порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, признав совершенное правонарушение малозначительным.
Судья районного суда, удовлетворяя протест прокурора, также пришел к выводу о наличии в действиях ФИО14 состава административного правонарушения, исходя из характера которого, не имелось оснований для признания его малозначительным, в связи с чем возвратил дело на новое рассмотрение должностному лицу.
Вместе с тем, принятые по делу акты признать законными нельзя, исходя из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены событие административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий расходования межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 1 статьи 139 БК РФ определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях со финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ (часть 3 статьи 139 БК РФ).
Таким образом, учитывая бланкетную структуру диспозиции состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, юридически значимым обстоятельством является установление факта нарушения требований соответствующих нормативных актов, определяющих условия расходования межбюджетных трансфертов.
Как следует из материалов, порядок и условия получения и расходования межбюджетных трансфертов на выполнение мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» предусмотрены в Приложении №2 Постановления Правительства Новосибирской области от 23 января 2015 года № 22-П.
Согласно постановлению прокурора, главой администрации Краснозерского района Новосибирской области ФИО13 в нарушение подпункта 2 пункта 2 Приложения №2 расходование межбюджетных трансфертов произведено в отсутствие результатов оценки транспортно-эксплуатационного состояния (диагностики) автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них.
Вместе с тем, постановлением Правительства Новосибирской области от 19 августа 2020 года №350-п Приложение №2 признано утратившим силу.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 16 июля 2015 года N 22-П; определения от 21 апреля 2005 года N 122-О, от 19 ноября 2015 года N 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О).
С учетом изложенного, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные условия в определенной области, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные условия, несоблюдение которых влечет административную ответственность, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующим составом КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Принимая во внимание изложенное, на момент возбуждения прокурором 26 марта 2021 года дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в действиях главы Краснозерского района Новосибирской области ФИО13 нельзя признать установленным нарушение подпункта 2 пункта 2 Приложения №2 к постановлению Правительства Новосибирской области от 23 января 2015 года №22-П.
При этом судья областного суда отмечает недопустимым принимать во внимание утвержденный в Приложении №5 постановлением Правительства Новосибирской области от 19 августа 2020 года №350-п Порядок предоставления и распределения субсидий в рамках указанной Программы, поскольку им предусмотрены условия о наличии в разработанной в соответствии с требованиями действующих отраслевых нормативов и утвержденной проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, то есть условия, нарушение которых не вменяется постановлением прокурора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах вынесенные по настоящему делу в отношении ФИО13 акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление заместителя начальника контрольного управления Новосибирской области ФИО2 29 апреля 2021 года и решение судьи Краснозерского районного суда Новосибирской области от 13 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Краснозерского района Новосибирской области ФИО1, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова
Копия верна: судья облсуда