ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-426(2 от 08.11.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-426(2)/2021

Судья Паршина О.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 08 ноября 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области Мазаевой С.В. на решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 31 августа 2021 года, вынесенное в отношении Мухина Сергея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) Мазаевой С.В. № 068/04/19.8-87/2021 от 10 июня 2021 года Мухин С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.

На указанное постановление защитником Мухина С.Ю. - Косаревым А.В. была подана жалоба в суд.

Решением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 31 августа 2021 года постановление должностного лица № 068/04/19.8-87/2021 от 10 июня 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, заявитель просит названное решение судьи районного суда от 31 августа 2021 года отменить, ссылаясь на его незаконность.

Указывает, что согласно материалам дела Мухин С.Ю. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 13 января 2021 года, в то время как дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении него было возбуждено 29 сентября 2020 года. Утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности отвечать по своим обязательствам.

Ссылается на то, что Мухин С.Ю. своевременно и надлежащим образом был извещен о необходимости представления запрашиваемой антимонопольным органом информации, которая не была представлена.

Полагает, что Мухин С.Ю. является субъектом вмененного административного правонарушения.

Мухин С.Ю. и его защитник Косарев А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явились, ходатайство об отложении слушания дела ими не заявлено.

Изучив дело об административном правонарушении, доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем заявителя - главным специалистом-экспертом отдела регулирования деятельности субъектов естественной монополии и рекламного контроля Тамбовского УФАС России Дедовой Е.Н., прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 25.4 Закона о защите конкуренции должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию. При проведении документарной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации направляется проверяемому лицу по почте с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. При проведении выездной проверки мотивированное требование о предоставлении документов и информации вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись. Форма требования о предоставлении документов и информации утверждается федеральным антимонопольным органом.

Документы и информация, которые были истребованы в ходе проведения проверки, представляются в течение трех рабочих дней с даты вручения соответствующего требования.

Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что приказом Тамбовского УФАС России от 29 сентября 2020 года № 66 возбуждено дело № 068/01/17-606/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении конкурсного управляющего ОАО «Тамбовхимпромстрой», индивидуального предпринимателя Антонова О.И., ООО «РЭС Юдиката», индивидуального предпринимателя Мухина С.Ю., ООО «Сельпром», ООО «Тамбовстройснаб» и ООО «КП-Тамбов» по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В рамках указанного дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Мухина С.Ю., прекратившего 13 января 2021 года деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, было направлено определение об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 24 декабря 2020 года, в котором Тамбовское УФАС России обязало Мухина С.Ю. представить в антимонопольный орган указанные в определении информацию и документы в срок до 22 января 2021 года.

Однако запрашиваемая информация в установленный указанным определением срок в адрес антимонопольного органа не поступила.

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем руководителя – начальником отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России постановления № 068/04/19.8-87/2021 от 10 июня 2021 года о привлечении Мухина С.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Принимая решение по жалобе защитника Косарева А.В., действующего в интересах Мухина С.Ю., на указанное постановление должностного лица антимонопольного органа № 068/04/19.8-87/2021 от 10 июня 2021 года, судья районного суда пришла к выводам о неполучении Мухиным С.Ю. копии определения об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 24 декабря 2020 года, содержащего требование о представлении запрашиваемой информации, а также о том, что Мухин С.Ю. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

С учетом изложенных обстоятельствах постановление заместителя руководителя – начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России № 068/04/19.8-87/2021 от 10 июня 2021 года было отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях Мухина С.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, копия определения об отложении и продлении срока рассмотрения дела от 24 декабря 2020 года, в котором Тамбовское УФАС России обязало Мухина С.Ю. представить в антимонопольный орган указанные в определении информацию и документы в срок до 22 января 2021 года, была направлена по адресу места жительства Мухина С.Ю. и получена 13 января 2021 года его матерью *** С.Н. (л.д. 82-84).

При этом, согласившись принять от работников почтовой связи почтовую корреспонденцию, адресованную Мухину С.Ю., его мать тем самым взяла на себя обязательства по её вручению сыну.

Сведений о том, что Мухин С.Ю. не знал, что на его имя поступило почтовое отправление из антимонопольного органа, в материалах дела не имеется.

Обстоятельства, связанные с невозможностью получения Мухиным С.Ю. по уважительным причинам названной почтовой корреспонденции, судьей районного суда не выяснялись.

При таком положении ссылка судьи в решении о том, что Мухин С.Ю. не может считаться уведомленным надлежащим образом об истребовании у него антимонопольным органом сведений и документов, является преждевременной.

Также нельзя признать правильным вывод судьи районного суда о том, что Мухин С.Ю. не является субъектом вмененного административного правонарушения.

В рассматриваемом случае антимонопольным органом у Мухина С.Ю. запрашивались сведения за период осуществления предпринимательской деятельности до момента прекращения им указанного статуса.

Административное наказание назначено Мухину С.Ю. в размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, установленном для граждан.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело

Поскольку судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 31 августа 2021 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда

р е ш и л:

решение судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 31 августа 2021 года, вынесенное в отношении Мухина С.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Тамбовский районный суд Тамбовской области.

Судья В.В. Баранов