ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-427/2021 от 07.09.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 7-427/2021

5-205/2021

Р Е Ш Е Н И Е

07 сентября 2021 года судья Воронежского областного суда Меремьянин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, - начальника межрегионального отдела кадрового, правового обеспечения Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на постановление судьи Бобровского районного суда Воронежской области от 16 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Специализированное хозяйство «Московское», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 397700, <...>, место фактического осуществления деятельности: <...>; Воронежская область, Бобровский район, с. Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала 36:02:5700003,

(судья районного суда Сухинин А.Ю.)

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Бобровского районного суда Воронежской области от 16 июля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Специализированное хозяйство «Московское» прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе начальника межрегионального отдела кадрового, правового обеспечения Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 ставится вопрос об отмене постановление судьи районного суда от 16 июля 2021 года, как незаконного и необоснованного.

В судебном заседании представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 доводы жалобы поддержала, защитник привлекаемого лица ООО «Специализированное хозяйство «Московское» ФИО3 против доводов жалобы возражала, постановление судьи районного суда просила оставить без изменения.

Изучив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно пп.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении № 175 от 21 июня 2021 года, в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении ОНВОС 20-0136-001640-П, эксплуатируемого ООО «Специализированное хозяйство Московское», установлено, что ООО «СХ Московское» занимается выращиванием свиней. Согласно банка данных отходов в результате жизнедеятельности свиней образуется отход навоз свиной, который в ООО «СХ Московское» удаляется из свинарников (14 корпусов) и поступает в лагуну, выполненную из бетонного основания. В лагуне установлен погружной насос, который перекачивает стоки в цех по сепарации навоза, где происходит его обработка путем сепарации на 2-х сепараторах и разделению на твердую и жидкую фракцию. Всего на земельном участке с кадастровым номером 36:02:5700003:29, по адресу Воронежская область, Бобровский район, в западной части кадастрового квартала 36:02:5700003 расположено 7 лагун (навозохранилище). В соответствии с СП 289.1325800.2017 навозохранилище (пометохранилище) секционного типа (открытое или закрытое): - сооружение из железобетона, обеспечивающее хранение и обеззараживание навоза, помета, навозных и пометных стоков перед внесением их в поле в качестве органических удобрений.

В соответствии с актом ввода оборудования в эксплуатацию № 63 от 07.08.2017 помещении сепараторной расположенной возле лагун установлено оборудование: сепаратор SB -780105 №000704 и сепаратор SB - 780105 №000703.

ООО «СХ Новомосковское» (так в тексте протокола) получен сертификат РОСС RU.AM 05.Н03621 сроком действия с 16.07.2019 по 15.07.2022 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов. А так же сертификат РОСС RU.MM43.H00444, сроком действия с 24.05.2018 по 23.05.2021 на навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция т.м. ООО «СХ Московское», срок действия истек. Разработаны технические условия 20.15.80-001-94012564-2019 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов, введен в действие 16.07.2019 года.

ООО «СХ Московское» отсутствует технический регламент на производство удобрений из отхода стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323). Технический процесс, указанный в разработанном ТУ не соответствует фактической схеме обработки и утилизации навоза.

Как установлено проверкой, фактически навозные стоки поступают в одну из лагун откуда насосом подаются в помещение сепараторной, в котором расположены 2 сепаратора для разделения стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) (данный вид отходов согласно банка данных отходов образуется при разведении свиней - Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242) на отход: жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 11255111324) и твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 11255112394). Твердая фракция навоза вывозится на земельный участок и складируется на земельном участке без твердого водонепроницаемого покрытия. При этом при визуальном осмотре площадки накопления установлено наличие твердой фракции навоза, покрытой растительностью, что свидетельствует о неиспользовании данной фракции навоза в качестве органического удобрения и подтверждает факт отсутствия нормативной потребности отнесения навоза к продукции. Кроме того лагуны в ходе осмотра переполнены. Имеются следы перелива навозных стоков за пределы лагуны и из одной лагуны в другую через борта, что приводит к нарушению ТУ (стр. 17) ввиду невозможности выдерживания навозных стоков в лагуне из за поступления в нее новых стоков. При этом в соответствии с п. 3.5 при производстве продукции не должно образовываться технологических отходов, ведущих к загрязнению объектов охраны окружающей среды.

Таким образом, ООО «Специализированное хозяйство Московское» осуществляется обработка отхода 3 класса опасности стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) путем его разделения на твердую и жидкую фракцию, с последующей утилизацией жидкой фракции путем получения полезных компонентов - органической составляющей навоза с последующим их извлечением для внесения в поля в качестве органического удобрения.

Действиями ООО «Специализированное хозяйство Московское» нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ по факту осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Специализированное хозяйство Московское», судья районного суда указал, что ООО «Специализированное хозяйство Московское» не осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза, как обращение с отходами, прибыли от такой деятельности не получает.

С учетом того, что навоз, который образуется в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и является продуктом жизнедеятельности последних, отнесен к продукции, что подтверждено сертификатами соответствия продукции, техническим условиями и технологическим регламентом, - получение лицензии по обращению с опасными отходами ООО «Специализированное хозяйство Московское» не требуется.

С выводами судьи районного суда, изложенными в постановлении согласиться нельзя, поскольку они сделаны без всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств данного дела.

Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательства по делу об административном правонарушении подлежат оценке судьей в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 04-12-27/9376 навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Навоз свиной свежий включен в блок 1 Федерального классификационного каталога отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов») под кодом 11251001333 как отход III класса опасности.

В подтверждение виновности ООО «Специализированное хозяйство Московское» в совершении административного правонарушения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования представлены: акт проверки №50 от 23 июня 2021 года, протокол об административном правонарушении № 175 от 21 июня 2021 года, также в материалы дела представлена копия приказа №15/12-3-ОД от 15 декабря 2020 года о назначении ответственных лиц за временное накопление и размещение отходов в организации, изданного в соответствии с требованиями ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иные доказательства.

Вместе с тем, придя к выводу, что навоз свиней, который образуется в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, отнесен к продукции ООО «Специализированное хозяйство Московское», судьей районного суда оценка всем представленным в материалы дела доказательствам, применительно к приведенным выше положениям, отраженным в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N04-12-27/9376, в их совокупности, с учетом обстоятельств данного дела не дана, не исследован вопрос о наличии у привлекаемого лица уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанный навоз к продукции, о бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, в качестве операций с продукцией и иные обстоятельства. В постановлении судьи они лишь перечислены, их исследование и правовая оценка с учетом имеющихся в деле доказательств не приведена.

Таким образом, выводы суда об отсутствии в действиях ООО «Специализированное хозяйство Московское» состава вменяемого административного правонарушения являются преждевременными, сделанными в нарушение процессуальных требований КоАП РФ без исследования всех обстоятельств данного дела.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, учитывая, что срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное и принять по делу законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление судьи Бобровского районного суда Воронежской области от 16 июля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.

Судья областного суда Р.В. Меремьянин