Судья Кошелева Н.В. Дело № 7-431/2018 РЕШЕНИЕ
г. Томска 27 декабря 2018 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Варгатерская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Варгатерская ООШ» либо - Школа) Ушаковой А.Н. на постановление начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора о назначении административного наказания Л. от 24.09.2018 и решение судьи Чаинского районного суда Томской области от 13.11.2018, вынесенные в отношении МБОУ «Варгатерская ООШ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора о назначении административного наказания Л. от 24.09.2018, оставленным без изменения решением судьи Чаинского районного суда Томской области от 13.11.2018, МБОУ «Варгатерская ООШ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с судебным постановлением, директор Школы ФИО1 обратилась в Томский областной суд с жалобой, в которой, просит отменить постановление по делу и судебное решение, а производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы директор указывает, что судом при вынесении оспариваемого решения не применены нормы Положения об осуществлении федерального энергетического надзора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610, согласно пункту 8 которого государственный надзор осуществляется не на любом объекте теплоснабжения, а только на объектах теплоснабжения теплоснабжающих организации и теплосетевых организации. Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, по мнению заявителя, в нарушение указанного Положения и Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», суд не обоснованно пришел к выводу, что если у МБОУ «Варгатерская ООШ» имеется объект теплоснабжения - котельная, которая отапливает только здание самой школы, то школа является теплоснабжающей организацией, и на неё распространяются требования в сфере теплоснабжения и соответственно у Сибирского управления Ростехнадзора имеются полномочия на проведение проверок.
По общему правилу в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Однако, согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является только приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В нарушение указанной выше нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ, распоряжение Сибирского управления Ростехнадзора от 29.08.2018 № 04-34-06/355 издано не руководителем Сибирского управления Ростехнадзора, а начальником Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Л., который в этот момент исполнял обязанности заместителя руководителя, что в соответствии с п. 4. ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ является грубым нарушением. Следовательно, распоряжение Сибирского управления Ростехнадзора от 29.08.2018 № 04-34-06/355 является незаконным, т.к. издано лицом, не имеющим на это в соответствии с Законом №294-ФЗ, право.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене судом на основании заявления юридического лица.
На основании вышеизложенного, по мнению заявителя, привлечение МБОУ «Варгатерская ООШ» к административной ответственности по результатам такой проверки, также незаконно, поскольку проверка проведена без соответствующего распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора). Однако, судом при вынесении оспариваемого решения указанные нормы закона не были применены и проигнорированы.
Директор МБОУ «Варгатерская ООШ» ФИО1, защитник Сафронов В.Л. в суд не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, прихожу к выводу о том, что постановление судьи подлежит оставлению без изменения.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Варгатерская ООШ» на основании договора о закреплении на праве оперативного управления от 01.12.2009 эксплуатирует котельную, имеющую два котла марки «ТРИО» мощностью 124,5 кВт каждый, расположенную по адресу: <...>. По результатам внеплановой выездной проверки МБОУ «Варгатерская ООШ», проведенной на основании распоряжения Сибирского управления Ростехнадзора от 29.08.2018, выявлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 115 от 24.03.2003 (далее ПТЭТЭ): тепловая энергоустановка (котельная) не сдана в эксплуатацию в установленном порядке (п.2.4.1 ПТЭТЭ); истек расчетный срок службы водогрейного котла «ТРИО» АКТВ - 120 (п. 13.6 ПТЭТЭ); в учреждении отсутствует комиссия по проведению технического освидетельствования тепловых энергоустановок (п.2.6.4 ПТЭТЭ); в учреждении отсутствует перечень необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации (п.2.3.48 ПТЭТЭ); в учреждении отсутствует тематический план проведения противоаварийных тренировок (п.2.3.48 ПТЭТЭ); не разработаны годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов тепловых энергоустановок (п.2.7.3 ПТЭТЭ); не организован постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования) (п.2.6.1, п.6.2.26 ПТЭТЭ).
Согласно п. 2.4.1 ПТЭТЭ, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 13.6 ПТЭТЭ предусмотрено, что эксплуатационный контроль организовывается для оценки изменения состояния металла элементов тепловых энергоустановок и определения его пригодности к дальнейшей эксплуатации в пределах расчетного срока службы.
Исходя из п.2.6.4 ПТЭТЭ техническое освидетельствование тепловых энергоустановок производится комиссией, назначенной руководителем организации.
Согласно п.2.3.48 ПТЭТЭ противоаварийные тренировки по специально разработанным программам и в соответствии с тематическим планом проводятся на рабочих местах или на тренажерах. Допускается использование других технических средств: Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносятся в специальный журнал.
В соответствии с п. 2.7.3 ПТЭТЭ система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.
Согласно п.п. 2.6.1 и 6.2.26 ПТЭТЭ в организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования). Для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. График обхода предусматривает осуществление контроля состояния оборудования как слесарями-обходчиками, так и мастером. Результаты осмотра заносятся в журнал дефектов тепловых сетей.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17.09.2018; распоряжением Сибирского управления Ростехнадзора №04-34-06/354 от 29.08.2018; приказом Ростехнадзора №308 от 16.07.2018; актом проверки №34-08/А-ОЗП-32 от 10.09.2018; договором о закреплении за муниципальным общеобразовательным учреждением «Варгатерская основная общеобразовательная школа» муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.12.2009; актом приема-передачи имущества от 01.12.2009; техническим паспортом объекта по ул. Центральной, 42 в с. Варгатер Чаинского района Томской области, в числе которого имеется котельная.
Субъектом административного правонарушения в данном случае является лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов, указанных в ст. 9.11 КоАП РФ, с нарушением правил их устройства и эксплуатации, вне зависимости от того, является оно собственником данного имущества или нет, а также от того, на ком лежит бремя содержания указанного имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Школой были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не представлено и судом не установлено.
Таким образом, МБОУ «Варгатерская ООШ» было правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что школа не является теплоснабжающей либо теплосетевой организацией, а также указание на то, что у Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отсутствовали полномочия по проверке юридического лица, поскольку указанное управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах компетенции теплоснабжающими организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, являлись предметом рассмотрения нижестоящей судебной инстанции.
Вопреки доводам жалобы Положение об осуществлении федерального энергетического надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 610, в настоящем случае не применимо, так как МБОУ «Варгатерская ООШ» не является теплоснабжающей и теплосетевой организацией.
Вместе с тем, МБОУ «Варгатерская ООШ» имеет в своем владении источник тепловой энергии - котельную, которая является объектом теплоснабжения.
Согласно п. 3, 5.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к объектам теплоснабжения относятся, в том числе, источники тепловой энергии, каковыми являются устройства, предназначенные для производства тепловой энергии.
ПТЭТЭ (п.1.1) устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В силу п. 1.6. ПТЭТЭ надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.
В связи с чем, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что у должностных лиц территориального органа Ростехнадзора имелись полномочия на проверку деятельности указанного юридического лица по соблюдению Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Исходя из взаимосвязанных положений п. 3 ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», распоряжение о проведении проверки вынесено уполномоченным на то должностным лицом.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену судебного постановления, допущено не было.
Постановление о привлечении МБОУ «Варгатерская ООШ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Мера наказания МБОУ «Варгатерская ООШ» определена в пределах санкции ст. 9.11 КоАП РФ, с учетом положений 4.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления и судебного решения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского Управления Ростехнадзора о назначении административного наказания Л. от 24.09.2018 и решение судьи Чаинского районного суда Томской области от 13.11.2018, вынесенные в отношении МБОУ «Варгатерская ООШ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу директора МБОУ «Нижнетигинская ООШ» ФИО1– без удовлетворения.
Судья А.В. Еремеев