ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-437/202123И от 23.06.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Савченко М.П. дело (номер)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7-437/2021 23 июня 2021 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.

с участием защитника привлекаемого к административной ответственности юридического лица – АО «Югра-Экология» ФИО1, действующего на основании доверенности № 210/21 от 17 июня 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Югра-Экология» ФИО2 на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Югра-Экология»,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 30 декабря 2020 года АО «Югра-Экология» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.

Решением судьи Ханты-Мансийского районного суда от 31 марта 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника АО «Югра-Экология» ФИО2 – без удовлетворения.

В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры защитник АО «Югра-Экология» ФИО2 просит решение судьи отменить, ссылаясь на аналогичные доводы, приведенные в Ханты-Мансийском районном суде, считая, что отсутствие некоторых сведений в утвержденной программе мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду «Полигон по переработке твердых бытовых отходов в пгт. Октябрьское» не свидетельствует о нарушении АО «Югра-Экология» требований природоохранного законодательства, поскольку из пункта 10 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04 марта 2016 года № 66, следует, что программа разрабатывается на основании имеющихся данных, что было сделано АО «Югра-Экология» при ее составлении и объясняется это тем, что арендодателем, у которого арендуется юридическим лицом полигон по переработке твердых бытовых отходов в пгт. Октябрьское, площадью 20 700,0 кв.м., не была предоставлена соответствующая информация, необходимая для составления программы мониторинга.

Изучив материалы дела, заслушав защитника, проверив доводы жалобы, оснований к отмене решения не нахожу.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 20000 до 100000 руб.

В силу части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 04 марта 2016 года № 66 (далее – Порядок), устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.

Согласно пункту 13 Порядка в разделе «Общие сведения об объекте размещения отходов» приводятся реквизиты письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49, с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 09 декабря 2010 года № 541.

В пункте 16 Порядка в разделе «Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» приводятся: данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов. На основании сравнительной оценки вышеуказанных данных делается вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами растительного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии грунтовых вод и/или почвенного покрова при наличии свидетельств об их загрязнении. Решение о необходимости проведения наблюдений за объектами животного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его загрязнении и/или по результатам анализа физиономических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его угнетении.

На основании пункта 17 Порядка в разделе «Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений» указываются показатели (физические, химические, биологические, иные) состояния и загрязнения окружающей среды, изменение которых возможно в результате размещения отходов на данном объекте, а также обосновывается периодичность их наблюдения в зависимости от свойств компонентов природной среды и точность проведения измерений (определений).

Как усматривается из материалов дела АО «Югра-Экология» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что осуществляя на основании договора аренды муниципального имущества эксплуатацию объекта «Полигон по переработке твердых бытовых отходов в пгт. Октябрьское», который внесен в государственный реестр объектов размещения отходов, в нарушение требований части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», разработало и представило в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, не соответствующую требованиям пунктов 13, 16, 17 Порядка:

- в разделе 1 программы «Общие сведения об объекте размещения отходов» не указаны реквизиты письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика объекта размещения отходов;

- в разделе 4 программы «Обоснование выбора, подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду»: данные о фоновом состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости), а также природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов - отсутствуют; данные, характеризующие потенциальное и непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды/почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов – отсутствуют; не сделан вывод о проведении наблюдений за конкретными компонентами природной среды и природными объектами на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; решение о необходимости проведения наблюдений за объектами растительного мира, которое принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии грунтовых вод и/или почвенного покрова при наличии свидетельств об их загрязнении – отсутствует; решение о необходимости проведения наблюдений за объектами животного мира принимается по результатам анализа геохимических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его загрязнении и/или по результатам анализа физиономических данных о состоянии растительного покрова при наличии свидетельств об его угнетении – отсутствует;

- в разделе 5 программы «Обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений» не указаны обоснования отсутствия мотивированного решения о не проведении наблюдений за объектами растительного и животного мира, не проведены исследования за объектами растительного и животного мира, характеризующие воздействие объекта размещения отходов на данные компоненты природной среды.

Факт совершения АО «Югра-Экология» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении № 623-Он от 17 декабря 2020 года; обращением межрегиональной общественной организации о нарушениях законодательства при эксплуатации полигонов размещения отходов в (адрес); актом проверки АО «Югра-Экология» № 211 от 30 ноября 2020 года; программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов «Полигон по переработке твердых бытовых отходов в пгт. Октябрьское» и в пределах его воздействия на окружающую среду, утвержденная АО «Югра-Экология» 31 марта 2020 года.

Представленным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, отсутствие необходимых сведений в разделах 1, 4 и 5 программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду «Полигон по переработке твердых бытовых отходов в пгт. Октябрьское», разработанной АО «Югра-Экология», подтверждается материалами дела.

Доводы защитника о том, что программа мониторинга была утверждена АО «Югра-Экология» на основании тех данных, которые были в распоряжении юридического лица, что полностью соответствует требованиями пункта 10 Порядка, не могут быть приняты во внимание.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 10 Порядка программа мониторинга разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. По усмотрению лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, могут быть использованы: данные раздела "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", являющегося частью проектной документации объекта, связанного с размещением отходов I - V класса опасности и материалов по оценке воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду; данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду; данные о фоновом состоянии окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов; имеющиеся у лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов, данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; материалы, ранее проведенных обследований окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Таким образом, согласно пункту 10 Порядка программа мониторинга действительно разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, однако при этом лицо, эксплуатирующее объекты размещения отходов, не освобождается от обязанности использовать необходимые данные при разработке программы.

Вместе с тем, обстоятельств объективно свидетельствующих о том, что АО «Югра-Экология» были предприняты все возможные меры для того, чтобы обеспечить соблюдение требований пунктов 13, 16, 17 Порядка, судом первой инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Югра-Экология» оставить без изменения, жалобу защитника АО «Югра-Экология» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева