ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-437/2022 от 01.08.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 01 августа 2022 года № 7-437/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Медведчиков Е.Г., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Налимовой Г.В. на решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 19.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела охраны окружающей среды и экологии муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа города Вологды «Вологдагорводоканал» Федоровой Е.В.,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Налимовой Г.В. от <ДАТА>№... начальник отдела охраны окружающей среды и экологии муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства городского округа города Вологды «Вологдагорводоканал» (далее – МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал») Федорова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, начальник отдела охраны окружающей среды и экологии МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Федорова Е.В. обратилась в суд с жалобой, в которой, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указала, что ввиду отсутствия установленных нормативов допустимого сброса, не может иметь место превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 19.05.2022 постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Налимовой Г.В. от <ДАТА>№... о привлечении начальника отдела охраны окружающей среды и экологии МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Федоровой Е.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

В жалобе государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Налимова Г.В., ссылаясь на доказанность вины должностного лица МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в совершении административного правонарушения, просит решение судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

В судебном заседании государственный инспектор Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Налимова Г.В. жалобу поддержала, просила отменить решение суда.

Федорова Е.В. и её защитник Моканова-Фомичева Н.Л. просили в удовлетворении жалобы отказать.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с постановлением о назначении административного наказания, начальнику отдела охраны окружающей среды и экологии МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Федоровой Е.В. вменено нарушение части 4 статьи 35, частей 4, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно осуществление сброса сточных вод МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» 09.11.2021 и 02.12.2021через выпуск № 2, расположенный вблизи дома № <адрес>, в реку Вологда с превышением установленных допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Приведенные административным органом нормы права, изложенные в части 4 статьи 35, частях 4, 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», возлагают на водопользователя обязанность по соблюдению нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых сбросов устанавливаются в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В материалах дела отсутствуют данные об установлении и нарушении МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» нормативов допустимого воздействия и сбросов в реку Вологда.

Фактически начальнику отдела охраны окружающей среды и экологии МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Федоровой Е.В. инкриминировано нарушение установленных допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Данные нормативы допустимых концентраций вредных веществ установлены в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» только для водных объектов рыбохозяйственного значения, а не для сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» осуществляет сброс поверхностных сточных вод в р. Вологду через выпуск № 2 на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от 17.03.2020 № 35-03.02.01.003-Р-РСВХ-С-2020-04864/00.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных (дренажных) вод должно содержать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных (дренажных) вод.

Пунктом 13 раздела 2.3 решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от 17.03.2020 № 35-03.02.01.003-Р-РСВХ-С-2020-04864/00 определено, что вода в р. Вологда в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: взвешенные вещества - фон+0,25; БПК5 – 2,1 г/м3; Аммоний – ион – 0,5 г/м3; Сульфат – анион – 100 г/м3; Хлорид-анион – 300 г/м3; Нефтепродукты – 0,05 г/м3; Железо – 0,1 г/м3; Нитрит-анион 0,08 г/м3; Нитрат-анион – 40 г/м3; Фосфат-ион (р) – 0,2 г/м3.

Однако, вода в р. Вологда в месте сброса сточных вод через выпуск № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» на предмет соответствия выданному решению о предоставлении водного объекта в пользование не исследовалась.

Согласно заключению экспертной организации ЦЛАТИ по Вологодской области от 16.11.2021 № 41 в пробах воды, отобранной 09.11.2021, обнаружено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552, а именно:

в сточной воде выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» анионные СПАВ превышены в 6,1 раза, нитрит-ион - в 3,63 раза, фосфат-ион (по Р) - в 7,99 раза, взвешенные вещества - в 3,3 раза, аммоний - в 14,6 раза, сульфаты - в 1,28 раза, БПК5 - в 4,19 раза, нефтепродукты - в 7,4 раза;

в пробе воды в реке Вологды 100 м выше выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (фоновый створ) фосфат-ион (по Р) превышен в 3,91 раза, аммоний - в 1,8 раза;

в пробе воды в реке Вологды 500 м ниже выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» (контрольный створ) фосфат-ион (по Р) превышен в 3,43 раза, аммоний - в 1,8 раза (л.д. 71-76).

Согласно заключению экспертной организации ЦЛАТИ по Вологодской области от 14.12.2021 № 47 в сточной воде выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал», отобранной 02.12.2021, обнаружено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552, а именно анионные СПАВ превышены в 1,2 раза, нитрит-ион - в 3,4 раза, фосфат-ион (по Р) - в 3,2 раза, аммоний - в 4,4 раза, сульфаты - в 1,7 раза, БПК5 - в 2,1 раза, отбор проб воды в реке Вологды в контрольном и фоновых створах выписка № 2 02.12.2021 не осуществлялся (л.д. 108-114).

Таким образом, экспертной оценке была подвергнута, не вода в реке Вологда в месте сброса сточных вод через выпуск № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в результате их воздействия на водный объект, а непосредственно сама сточная вода.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Для привлечения начальника отдела охраны окружающей среды и экологии МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Федоровой Е.В. к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ административному органу следовало доказать наличие причинной связи между неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей с нарушением правил водопользования МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» и превышением в водах реки Вологда предельно допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Оценив результаты экспертного исследования проб воды, отобранной 09.11.2021 и 02.12.2021, судья городского суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что осуществляемая на основании разрешения деятельность МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» по сбросу сточных вод через выпуск № 2 привела к негативному влиянию на водный объект и к превышению в реке Вологды предельно допустимых концентраций вредных веществ, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.

Вывод судьи городского суда о недоказанности причинной связи между действиями МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» по сбросу сточных вод через выпуск № 2 и превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде реки Вологды, соответствует материалам дела, так как 02.12.2021 непосредственно вода в реке Вологда (в контрольном и фоновом створе выпуска № 2) не исследовалась, а 09.11.2021 качество воды в реке Вологда в контрольном створе (500 м ниже выпуска № 2), оказалось лучше проб, отобранных в тот же день в фоновом створе (100 м выше выпуска № 2).

Доводы жалобы должностного лица правильность выводов судьи городского суда не опровергают и направлены на неправомерное отождествление понятий «нормативов допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» с «нормативами допустимых сбросов сточных вод».

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного значения характеризует его максимально допустимую концентрацию в воде, при которой в водном объекте не возникают последствия, снижающие его рыбохозяйственную ценность (в ближайшее время и в перспективе) или затрудняющие его рыбохозяйственное использование при постоянстве этой концентрации в воде водного объекта (пункт 2.1 Приказа Росрыболовства от 04.08.2009 № 695, абзац 22 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимого сброса являются нормативами сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (абзац 22 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Таким образом, «нормативы допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» определяют требования к составу воды непосредственно в самих водных объектах рыбохозяйственного значения, а «нормативы допустимого сброса» характеризует объем или массу химических веществ, содержащихся в составе сточных вод.

Поскольку норматив допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не определяет объем или массу химических веществ в сточных водах, то само по себе несоответствие сточной воды МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» данным нормативам не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.

Суждения автора жалобы об ухудшении качества воды в реке Вологда, отобранной 09.11.2021 в контрольном створе выпуска № 2 МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» в сравнении с качеством воды в фоновом створе по показателям сульфаты, БПК5 являются несостоятельными, поскольку в соответствии с заключением экспертной организации ЦЛАТИ по Вологодской области от 16.11.2021 № 41 в пробах воды реки Вологда из контрольного и фонового створов выпуска № 2 превышение предельно допустимой концентрации сульфатов и БПК5 зафиксировано не было (л.д. 69-75).

В целом доводы, содержащиеся в жалобе, выводы судьи районного суда не опровергают и не могут служить основанием для отмены вынесенного постановления.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении постановления рассмотрении жалобы, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления и решения, не допущено.

При таких обстоятельствах постановление судьи является законным и обоснованным, жалоба – не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 19.05.2022 оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Налимовой Г.В. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Е.Г. Медведчиков