Судья Тыняная М.А. Дело № 7-439/2021
РЕШЕНИЕ
14 декабря 2021 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «Альянснефтегаз» (далее - ООО «Альянснефтегаз», Общество) Андреева П.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 24 июня 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 14 октября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Альянснефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора П. № З-619 от 24.06.2021 ООО «Альянснефтегаз» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно указанному постановлению правонарушение выразилось в том, что 31.03.2021 установлено, что ООО «Альянснефтегаз», зарегистрированным по адресу: /__/, при проведении рекультивации земель в 2020 году площадью 322 га не представлены в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора уведомление о согласовании проекта с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, а также уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта, тем самым допущено сокрытие информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а равно искажение сведений о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 14.10.2021 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «Альянснефтегаз» ФИО1 - без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением судьи, защитник Андреев П.А. обратился с жалобой в Томский областной суд, в которой просит отменить постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и решение судьи суда первой инстанции как незаконные и прекратить производство по делу. В жалобе отмечает, что основанием для привлечения ООО «Альянснефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ послужило непредставление юридическим лицом уведомления о согласовании проекта рекультивации и проекта рекультивации, а также уведомления о завершении работ по рекультивации и акта о завершении рекультивации. Вместе с тем полагает, что отсутствовали основания для привлечения Общества к административной отвественности, поскольку истекли сроки давности привлечения к административной ответственности. В жалобе выражает несогласие с выводом должностного лица и судьи районного суда о том, что срок привлечения к административной ответственности исчисляется с даты обнаружения вмененного правонарушения, то есть с 31.03.2021. Отмечает, что данный вывод прямо противоречит положениям ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части непредставления уведомления о согласовании проекта рекультивации начал течь с момента истечения 30- дневного срока, установленного п. 24 Правил проведения рекультивации. Проектная документация, содержащая мероприятия по рекультивации земель, была утверждена 30.08.2018. Следовательно, 30-дневный срок, установленный п. 24 Правил проведения рекультивации, начал течь 31.08.2018 и истек 01.10.2018 (29.09.2018, 30.09.2018 - нерабочие дни). Таким образом, датой совершения правонарушения в части непредставления уведомления о согласовании проекта рекультивации, а также самого проекта рекультивации является 02.10.2018, срок давности привлечения к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ данному факту истек 01.10.2019. Применительно к факту непредставления уведомления о завершении работ по рекультивации, акта завершении рекультивации также истек срок давности привлечения к административной ответственности, поскольку в соответствии с п. 31 Правил проведения рекультивации о завершении работ по рекультивации с приложениями должны быть представлены в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора не позднее 30 календарных дней со дня подписания указанного акта. Акт о рекультивации земель лесного участка подписан 13.02.2020, следовательно, указанный акт и приложения к нему необходимо было представить в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора не позднее 16.03.2020. Таким образом, датой совершения правонарушения в части несвоевременного предоставления уведомления о завершении работ по рекультивации, а также акта о рекультивации земель лесного участка от 13.02.2020 с приложением является 17.03.2020, а потому срок давности привлечения к ответственности по данному факту истек 16.03.2021. Полагает, что указанные обстоятельства являются основанием для отмены состоявшихся по делу актов и прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек.
Законный представитель Общества и защитник Андреев П.А. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судья определил рассмотреть дело без их участия.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – П., представила ходатайство с просьбой рассмотреть дело по желобе защитника ООО «Альянснефтегаз» без ее участия, в связи с чем судья определил рассмотреть дело без его участия.
Защитник Савин Н.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным, не оспаривая сам факт нарушений законодательства, настаивал на том, что срок привлечения юридического лица к административной ответственности на момент вынесения постановления должностным лицом истек, а потому Общество привлечено к административной ответственности незаконно.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к нижеследующему.
Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Исходя из положений ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с положениями п. 24 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, утверждают проект рекультивации земель, проект консервации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлении о согласовании таких проектов от лиц, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и направляют способами, указанными в пункте 16 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил, а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:
а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
В соответствии с п. 30 указанного нормативного акта, завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются:
а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;
б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
В случае, если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа в соответствии с положениями пунктов 30, 31 настоящих Правил (п. 32 Правил).
В соответствии с положениями п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 24 настоящих Правил.
Из представленных материалов дела следует, что отчет по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год ООО «Альянснефтегаз» представлен в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора сопроводительным письмом от 19.01.2021 № 31/1 (вх. № 07/1142 от 22.01.2021). Из представленной отчетности ООО «Альянснефтегаз» следует, что Обществом за 2020 год рекультивировано 332 га земель при изыскательских работах. Однако, в нарушение положений п. 24 и п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» ООО «Альянснефтегаз» не исполнило в срок, установленный данным нормативным актом, обязанность по предоставлению уведомлений о согласовании проекта рекультивации земель с приложением такого проекта и акт рекультивации земель в территориальный орган Росприроднадзора, что было установлено 31.03.2021, а потому указанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением № З-619 от 24.06.2021.
Рассматривая дело по жалобе законного представителя ООО «Альянснефтегаз» на вышеуказанное постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу, что событие административного правонарушения и вина ООО «Альянснефтегаз» подтверждаются материалами дела, сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Между тем, с такими выводами судьи суда первой инстанции согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 названного Кодекса, составляет один год.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 14), согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае, исходя из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению с учетом приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, составляет один год со дня невыполнения обязанности по предоставлению уведомлений о согласовании проекта рекультивации земель с приложением такого проекта и акта рекультивации земель в территориальный орган Росприроднадзора в установленные Правилами проведения рекультивации и консервации земель сроки.
При этом, как следует из материалов дела об административном правонарушении проект «Проведение полевых сейсморазведочных работ МОГТ 3D на Верхневасюганской площади (лицензированный участок № 86, Южно-Урманский) Томской области», в состав которого входит проект рекультивации, утвержден на заседании научно-технического совета АО «ПАНГЕЯ» 30.08.2018 (л.д. 60, том 2 материала). Следовательно, 30-дневный срок, установленный п. 24 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», начал исчисляться 31.08.2018 и истек 01.10.2018.
Таким образом, ООО «Альянснефтегаз» предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, а именно к 01.10.2018, соответственно датой совершения правонарушения в части непредставления уведомления о согласовании проекта рекультивации, а также самого проекта рекультивации является 02.10.2018. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения должностным лицом Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора постановления № З-619 от 24 июня 2021 года по данному делу об административном правонарушении уже истек.
Относительно невыполнения ООО «Альянснефтегаз» обязанности по предоставлению уведомления о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии акта рекультивации земель в территориальный орган Росприроднадзора, прихожу к следующим выводам.
Акт о рекультивации земель лесного участка, которым пользуется ООО «Альянснефтегаз» на основании договора аренды лесного участка № 223/09/18 от 04.12.2018, составлен 13.02.2020 (л.д. 53-56, том 2 материала). Согласно данному акту работы по рекультивации земель лесного участка выполнены в соответствии с проектом «Проведение полевых сейсморазведочных работ МОГТ 3D на Верхневасюганской площади (лицензированный участок № 86, Южно-Урманский) Томской области» и входящим в него проектом рекультивации земель лесного участка. Соответственно, 30-дневный срок, установленный п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», начал исчисляться с 14.02.2020. Следовательно, указанный акт от 13.02.2020 и приложения к нему необходимо было представить в Сибирское межрегиональное управления Росприроднадзора не позднее 16.03.2020.
Таким образом, ООО «Альянснефтегаз» предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, а именно к 16.03.2020, соответственно датой совершения правонарушения в части непредставления уведомления о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии акта рекультивации земель является 17.03.2020. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления по данному делу об административном правонарушении, также истек.
С учетом изложенного, доводы жалобы заявителя о том, что срок давности привлечения ООО «Альянснефтегаз» к административной ответственности истек на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 24.06.2021, заслуживают внимания.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не учел указанные выше нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанные обстоятельства надлежащей оценки в оспариваемом решении судьи от 14.10.2021 не получили.
При таких обстоятельствах признать дело рассмотренным как должностным лицом, так и судьей районного суда в полном соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется, допущенные при рассмотрении дела нарушения являются существенными, влекущими на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях безусловную отмену всех состоявшихся по делу актов.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника ООО «Альянснефтегаз» Андреева П.В. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № З-619 от 24 июня 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 14 октября 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Альянснефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить по основаниям, предусмотренным п. 6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров