Судья Галина Ю.В. Дело № 7-440/2018
Р Е Ш Е Н И Е
13 декабря 2018 года город Пенза
Судья Пензенского областного суда Потапов Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области Б.А.С. от 23.07.2018 № 23 и решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 30.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области Б.А.С. от 23.07.2018 № 23 председатель правления ПРО "НК" (далее - ПРО "НК"») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Решением судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 30.10.2018 указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В поданной в Пензенский областной суд жалобе ФИО1 просит отменить решение судьи районного суда и принять новое решение об удовлетворении его жалобы. Заявитель указывает, что судьей районного суда не дана оценка обстоятельствам, касающимся прекращения его полномочий председателя правления ПРО "НК" и представленным в подтверждение данного факта приказу о сложении полномочий председателя правления № 1-К, акту приема-передачи дел и должности. Полагает, что на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении него как должностного лица он таковым уже не являлся.
ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем нахожу возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы ФИО1 и письменные возражения на нее начальника Межрайонной ИФНС России № 1 Б.А.С., заслушав представителей Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области по доверенности ФИО2 и ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации; объективная сторона предполагает как нарушение порядка работы с денежной наличностью, так и нарушение порядка ведения кассовых операций.
С 01.06.2014 порядок ведения кассовых операций установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание Банка России о порядке ведения кассовых операций).
Пунктом 2 Указания Банка России о порядке ведения кассовых операций предусмотрено, что юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
Подпунктом 4.6 пункта 4 Указания Банка России о порядке ведения кассовых операций установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет фактическую сумму наличных денег в кассе с данными кассовых документов, суммой остатка наличных денег, отраженного в кассовой книге 0310004, и заверяет записи в кассовой книге 0310004 подписью.
Согласно пункту 5.1 Указания Центрального банка кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.
Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.
После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег.
При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 0310001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 0310001, проставляет на квитанции к приходному кассовому ордеру 0310001, выдаваемой вносителю наличных денег, оттиск печати (штампа) и выдает ему указанную квитанцию к приходному кассовому ордеру 0310001. При оформлении приходного кассового ордера 0310001 в электронном виде квитанция к приходному кассовому ордеру 0310001 может направляться вносителю наличных денег по его просьбе на предоставленный им адрес электронной почты.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 15.06.2018 № 8 в отношении ПРО "НК" осуществляющей деятельность по адресу: <адрес> проведена проверка полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу организации наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 01.01.2018 по 14.06.2018.
В ходе данной проверки должностными лицами административного органа выявлены нарушения ПРО "НК" требований пункта 2, подпункта 4.6 пункта 4, подпункта 5.1 пункта 5 Указания Банка России о порядке ведения кассовых операций, выразившиеся в неоприходовании суммы выручки за 30.05.2018 в размере <данные изъяты>, полученной от ТСЖ "О" (БСО (копия квитанции) серия АА № 057050 от 30.05.2018), а также в накоплении в кассе Организации наличных денежных средств сверх установленных лимитов 31.05.2018, 01.06.2018, 04.06.2018, 06.06.2018, 08.06.2018.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении председателя правления ПРО "НК" ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом административного органа постановления о назначении административного наказания.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: поручением от 15.06.2018 № 8; актом проверки полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу Организации наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов от 12.07.2018 № 8; письменными объяснениями ФИО1 к акту проверки от 12.07.2018; справкой, составленной по результатам выявленного в ходе проверки расхождения между суммой наличных денежных средств, отраженных в кассовой книге, и суммой денежных средств, полученных с применением бланков строгой отчетности, за период с 01.01.2018 по 14.06.2018, подписанной должностными лицами, проводившими проверку, и ФИО1; протоколом об административном правонарушении от 12.07.2018 № 281; другими материалами дела.
На основании протокола собрания учредителей ПРО "НК" от 24.03.2014 должность председателя правления данной организации как на момент совершения правонарушения, так и на момент проверки занимал ФИО1, в обязанности которого входило осуществление руководства оперативной и текущей деятельностью Общественной организации.
Таким образом, председатель правления ПРО "НК" ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом данного правонарушения и должностным лицом в силу того, что на момент составления протокола об административном правонарушении были прекращены его полномочия председателя правления ПРО "НК" на основании приказа о сложении полномочий председателя правления №1-К, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Прекращение осуществления организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, ФИО1 являлся субъектом правонарушения, он может быть привлечен к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела он утратил статус председателя правления Общественной организации и перестал осуществлять возложенные на него обязанности.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. При таких обстоятельствах в удовлетворении жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области Б.А.С. от 23.07.2018 № 23 и решение судьи Кузнецкого районного суда Пензенской области от 30.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья: Н.Н. Потапов