ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-442/20 от 18.06.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 7-442/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 18 июня 2020 года

Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 апреля
2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя службы эксплуатации зданий и сооружений ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» Куликова ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны природы по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 № 06-078/2020 от 14 февраля 2020 года должностное
лицо – руководитель службы эксплуатации зданий и сооружений
ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа от 14 февраля 2020 года, ФИО1 обратился в Дзержинский городской суд Нижегородской области с жалобой.

Решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 апреля 2020 года постановление административного
органа от 14 февраля 2020 года оставлено без изменения, а жалоба
ФИО1 – без удовлетворения.

Выражая несогласие с состоявшимся решением судьи городского суда, ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с жалобой, в которой просит указанное решение изменить, снизить размер административного штрафа менее минимального размера, предусмотренного вменяемой санкцией.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО1, защитника Сучкову О.А., представителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации
от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ч. 2).

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (ч. 5).

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6).

В случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 7).

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции, 13 января 2020 года по адресу: [адрес] лесной массив восточнее автоцентра «DAF» - сброшены отходы в объеме не менее 40 куб.м. Отходы при визуальном осмотре идентифицированы, как шлам от автомойки. Отходы темного цвета, вязкие. Отходы вывезены с территории автоцентра через ворота, расположенные с восточной стороны, и сброшены в непосредственной близости к воротам. Отходы размещены на поверхности почвенного покрова, (на снег) в точках с координатами: 56.307669, 43.562191; 56.307892, 43.563167. Отходы размещены в границах муниципального образования г.о.г Дзержинск, на земельном участке, собственность на который не разграничена.

Эксплуатантом данного автоцентра является – ООО «Приволжье-ТрансСервис НН».

ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» осуществляет деятельность по розничной торговле автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (ОКВЭД 45.32), оптовой и розничной торговле автомобильными средствами, а также техническим обслуживанием и ремонтом прочих автомобильных средств (ОКВЭД 45.31.1)

Автоцентр «DAF» ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» не был поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В результате хозяйственной деятельности автоцентра образуются отходы производства и потребления.

Основные виды деятельности, в результате которых происходит образование отходов производства: осуществление технического обслуживания и ремонта автомобильных средств.

По результатам количественного химического анализа установлено, что содержание нефтепродуктов составляет – 8000 мг/кг.

Согласно п. 2.6, п. 2.14, п. 3.8 «Должностной инструкции руководителя службы эксплуатации зданий и сооружений ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» от 07.03.2018 ФИО1 осуществляет контроль проведения уборки, соблюдения чистоты на уличных площадях и во внутренних помещениях зданий, организует и осуществляет контроль по утилизации отходов производства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения и вина ФИО1 во вменяемом административном правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 06-078/2020 от 07.02.2020; письмом администрации г.о.г. Дзержинска
№ Исх-15-7408/20 от 14.01.2020; протоколом количественного химического анализа отходов № 1 от 13.01.2020; письмом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 17.01.2020; выпиской ЕГРЮЛ; должностной инструкцией; паспортом отходов; договором оказания услуг, и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно своим постановлением от 14 февраля 2020 года привлек ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, а суд первой инстанции своим решением от 23 апреля 2020 года правильно оставил постановление без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Как следует из обжалуемого судебного решения вопросы о наличии события административного правонарушения, вине ФИО1, а также о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, исследованы судьей городского суда при рассмотрении материалов административного дела, оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного акта и оспариваемого постановления административного органа в части назначенного руководителю службы эксплуатации зданий и сооружений ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» ФИО1 наказания.

В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 2.2 и 2.3 следующего содержания: при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из представленных суду доказательств также следует, что
ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» имеет свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, ФИО1 имеет ряд кредиторских задолженностей, на его иждивении малолетний ребенок.

Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав позиции представителей сторон по делу, учитывая, что возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от ряда существенных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и степени его социальной опасности, прихожу к выводу о наличии оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, руководствуясь положениями ст. 4.1 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 515-ФЗ, считает справедливым и обоснованным в рассматриваемом случае административный штраф в размере 25 000 рублей.

Указанный размер административного штрафа, является соответствующим характеру вменяемого административного правонарушения, назначен с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, оспариваемые постановление административного органа и судебное решение подлежат изменению путем снижения назначенного должностному лицу – руководителю службы эксплуатации зданий и сооружений ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» ФИО1 наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 апреля 2020 года и постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны природы по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 № 06-078/2020 от 14 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя службы эксплуатации зданий и сооружений ООО «Приволжье-ТрансСервис НН» Куликова ФИО9 изменить в части назначенной меры наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Судья областного суда Д.В. Шелудяков