ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-445(2 от 29.11.2021 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 7-445(2)/2021

Судья Храпцова Е.А.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов 29 ноября 2021 года

Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,

установил:

Постановлением старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 14 мая 2021 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее – Управление) подало в суд жалобу с просьбой о его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 30 сентября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области просит указанное решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Указывает, что 26 февраля 2021 года судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство № *** о возложении обязанности включить ФИО2 в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, принять на учет в качестве нуждающегося и предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

С целью исполнения решения суда Управлением ФИО2 было предложено заключить договор найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории области, однако, 2 февраля 2021 года ФИО2 в заявлении, направленном в адрес Управления, отказалась от предложенных вариантов и выразила желание получить жилое помещение в г. Тамбове.

В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет Управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившим заявлением от ФИО2 Управлением в адрес Управления градостроительства направлены письма от 9 марта, 22 марта и 21 июля 2021 года с просьбой приобрести квартиру на территории г. Тамбова.

13 июля 2021 года от Управления градостроительства поступила информация о том, что на территории Тамбовской области имеется достаточное количество однокомнатных квартир на первичном и вторичном рынках жилья, но среднерыночная цена за стоимость 1 кв.м. жилого помещения для детей – сирот на территории г. Тамбова, г. Мичуринска, г. Котовска и Тамбовского района намного выше, чем установленная Минстроем России.

15 октября 2021 года ФИО2 было предложено явиться в Управление и заключить договор найма на жилое помещение, расположенное на территории Тамбовской области, с. Столовое, однако от данного варианта она отказалась, выразив желание получить жилое помещение на территории города Тамбова.

27 октября 2021 года ФИО2 Управлением было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, однако ФИО2, в своем заявлении, от предложенного варианта также отказалась, выразив желание получить жилое помещение в г. Тамбове или с. Бокино Тамбовского района.

19 октября 2021 года Управлением градостроительства заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений, расположенных по адресу: ***. Срок исполнения контракта 22 октября 2021 года.

27 октября 2021 года ФИО2 было направлено письмо о ходе проделанной Управлением работе по обеспечению ее жилым помещением, о заключении вышеуказанного контракта и об отсутствии в настоящее время жилых помещений, расположенных на территории г.Тамбова.

Считают, что неисполнение требований исполнительного документа напрямую зависело от решения самого гражданина, в отношении которого имеется судебное решение.

В связи с отсутствием на балансе Управления жилых помещений, расположенных в г. Тамбове, и тем, что Управлением градостроительства не приобретались жилые помещения, у Управления отсутствует возможность исполнить решение суда в отношении ФИО2

На основании вышеизложенного считают, что Управлением приняты все необходимые меры по исполнению решения суда.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Управления ФИО3, поддержавшую жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Как видно из материалов дела, на основании исполнительного листа Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 февраля 2021 года судебным приставом исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств 26 февраля 2021 года возбуждено исполнительное производство № *** о возложении обязанности на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма.

17 марта 2021 года вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В требовании судебного пристава - исполнителя Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 31 марта 2021 года установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 27 апреля 2021 года. Кроме того, в указанном требовании содержалась требование о явке к судебному приставу – исполнителю 28 апреля 2021 года для проверки исполнения решения суда.

14 мая 2021 года в ходе совершения исполнительских действий судебным приставом-исполнителем было установлено, что решение суда не исполнено без уважительных причин, доказательств, свидетельствующих о принятии конкретных мер направленных на исполнение решения суда при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения судом обязанности, не представлено.

Вместе с тем, должностным лицом Службы судебных приставов и судьей районного суда не было учтено следующее.

С субъективной стороны административное правонарушение по ст. 17.15 КоАП РФ может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

Материалами дела объективно подтверждено, что с целью исполнения решения суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма управлением ФИО2 предложено заключить договор найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории с. Столовое, а также на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

То есть в случае согласия исполнительное производство могло бы быть окончено реальным исполнением. ФИО2 в заявлении от 27 октября 2021года, направленном в адрес управления, отказалась от предложенных вариантов и выразила желание получить другое жилое помещение в г. Тамбове или в с. Бокино Тамбовского района.

Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области было вынуждено продолжить работу с данным взыскателем, так как в исполнительном документе не указано на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение.

Жилые помещения, расположенные на территории вышеназванных населенных пунктов и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными управлению учреждениями, отсутствовали.

В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившим заявлением от ФИО2 управлением в адрес управления градостроительства направлены письма от 09.03.2021, 22.03.2021 и 21.07.2021 с просьбой приобрести квартиру на территории г. Тамбова.

По информации, полученной от управления градостроительства (письма от 30.07.2021, от 04.08.2021), управлением градостроительства опубликовано 92 извещения, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 61 контракт заключен. В июле 2021 года было размещено два извещения на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина. Срок заключения указанных контрактов – август 2021 года.

По информации, полученной от управления градостроительства (письмо от 06.09.2021), управлением градостроительства опубликовано 92 извещения, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 63 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос. Мичурина.

Кроме того, управление градостроительства в данном письме указывает на то, что у управления градостроительства имеется информация о вводе нового жилья у застройщиков региона только в 3-4 квартале. В связи с чем, управление градостроительства области планирует приобрести жилые помещения в количестве 15 квартир в с. Бокино Тамбовского района и 8 квартир в г. Тамбове в 3-4 квартале 2021 года.

19.10.2021 года управлением градостроительства заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений, расположенных по адресу: ***. Срок исполнения контракта 22.10.2021 года.

Таким образом, сотрудниками Управления проводилась работа по исполнению решения суда о предоставлении ФИО2 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В изложенной ситуации Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предлагалось предоставить жилые помещения ФИО2 в разных населенных пунктах в соответствии с ее пожеланиями. Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств и ничем объективно не опровергнуты.

Оснований для понуждения взыскателя к получению конкретного предлагаемого ему благоустроенного жилого помещения у Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не имеется.

В изложенной ситуации незначительная длительность исполнения требований исполнительного документа с учетом особенностей исполнения решений названной категории, напрямую зависит от поведения самого взыскателя. Незаконного бездействия Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в исполнении решения суда, не усматриваю.

Кроме того, 24 ноября 2021 года с ФИО2 заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, то есть судебное решение исполнено.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3 приведенной статьи).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.

При рассмотрении настоящего дела возникли сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в ходе судебных заседаний не устранены, в связи с невыполнением должностным лицом административного органа обязанности по доказыванию. Причины длительности (незначительной) исполнения исполнительного документа, не выяснялись, позиция самого взыскателя, не учитывалась, возможность влияния должника на принятие взыскателем решения о выборе конкретного предложенного жилого помещения, несмотря на существенное значение для дела указанных обстоятельствах, также осталась без внимания. Фактическое наличие или отсутствие жилых помещений в городе Тамбове и с. Бокино, которые могли быть предложены ФИО2, судебным приставом не проверялось.

При таких обстоятельствах, вину лица, привлекаемого к административной ответственности, установленной признать нельзя.

Собранные доказательства не являются достаточными для обоснования вывода о наличии во вменяемом обществу деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и точном соблюдении предусмотренной законом процедуры привлечения к административной ответственности.

Необеспечение полноты и правильности сбора доказательств по делу, оценки совокупности имеющихся в деле доказательств, соблюдение процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должного лица от 14 мая 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 30 сентября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесенные в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении названного лица подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области ФИО1 от 14 мая 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда г.Тамбова от 30 сентября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Ю.А.Курохтин