ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-4478 от 14.04.2017 Московского городского суда (город Москва)

 Судья:  Седышев А.Г.                                                                           Дело № 7-4478

                                                                  РЕШЕНИЕ

14 апреля 2017 года                                                                                          г.Москва

         Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. на решение судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 28 февраля 2017 года, которым  постановлено:

Постановление по делу об административном правонарушении № ***от 28 октября 2016 года, которым генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураев А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей - оставить без изменения, а жалобу генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. - оставить без удовлетворения.

                                                                УСТАНОВИЛ:

24.10.2016г. старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Погребняком В.В. в отношении генерального директора ЗАО «ДЦ «Семёновский» Сураева А.А. был составлен протокол об  административном правонарушении   № ***за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением по делу об административном правонарушении №***, вынесенным старшим государственным инспектором города Москвы в области охраны окружающей среды ОЭК ВАО и СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Погребняком В.В. от 28 октября 2016 года, генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураев А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***.

Генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураев А.А., не согласившись с данным постановлением по делу об административном правонарушении, обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой   просил о его отмене и прекращении производства по делу.

 Решением судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 28 февраля 2017 года  вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с решением районного суда, генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураев А.А. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на их незаконность и необоснованность,  а производство по делу об административном правонарушении просит прекратить.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении и копию административного материала, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. по доверенности Адучинову С.В., поддержавшую доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

  В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.         

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

   Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба,  причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

    В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по соблюдению требований в области охраны окружающей среды возложена на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

   В соответствии с п.п. 1,3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

  Как следует из материалов дела, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в течении 3 рабочих часов (период проверки с 04.10.2016г. по 31.10.2016г.) проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ЗАО ДЦ «Семёновский», в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2016 год, размещенном на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

   В ходе проверки представителем ЗАО ДЦ «Семёновский» представлены следующие документы: Устав Общества 2009 год, свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 28 июля 2009г. серия ***, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 06 марта 2009 г. серия ***, выписка из свидетельства *** от 24.05.2016г., приказ от 13.04.2013г. № *** «О назначении ответственного лица по работе с опасными отходами», выписка из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 11.10.2016г. № ***, свидетельство о постановке на учёт Российской организации на учёт в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от 06 марта 2009г. серия ***, штатное расписание от 28 октября 2015 года № ***выписка из информационного письма об учете в Статрегистре Росстата от 06.03.2006г., выписка из базы данных реестра поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы от 08.06.2016г., список владельцев ценных бумаг по состоянию на 26.08.2016г., сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, бухгалтерская финансовая отчётность за 2015 г., договор аренды земельного участка от 27.04.2016г. № ***, удостоверение о повышение квалификации 2016 г. справка о наличии транспортных средств на балансе организации от 10.10.2016г., договор от 5 июля 2016г. № ***на комплекс услуг связанных с организацией сбора, вывоза, и переработкой ртутьсодержащих отходов, акты выполненных работ по передаче ртутьсодержащих отходов с приложением актов выполненных работ от 14.07.2016, 18.08.2015, договор на вывоз ТБО от 31.12.2015 № ***, с приложением актов выполненных работ за 2016 г., договор от 12 октября 2009 г. № *** на комплекс услуг, связанных с организацией сбора, вывоза, и переработкой ртутьсодержащих отходов, акты выполненных работ по передаче ртутьсодержащих отходов с приложением актов выполненных работ от 18.08.2015г., договор на вывоз ТБО от 31.12.2015г. № ***, с приложением актов выполненных работ за 2016 г., договор на вывоз ТБО от 31.12.2014г. № 503, с приложением актов выполненных работ за 2015 г., журналы движения и обращения с отходами за 2015, 2016 гг., справка о наличии арендаторов от 10.10.2016г., справка о местонахождении администрации ЗАО ДЦ «Семёновский» от 10.10.2016г., договор на отпуск воды и приём сточных вод в городскую канализацию от 23 октября 2009г. № ***.

В результате изучения и анализа представленных документов установлено, что по сведениям выписки из ЕГРЮЛ и п. 2.3. Устава Общества основным видом деятельности является сдача в наём собственного недвижимого имущества.

По состоянию на 30.10.2015 штатная численность ЗАО ДЦ «Семёновский» составляет 2.3 единиц.  В структуру ЗАО ДЦ «Семёновский» входят административно-управленческий аппарат, производственный участок.  На балансе предприятия автотранспорт отсутствуют.

Вывоз твёрдых бытовых отходов и ламп люминесцентных отработанных осуществляется согласно договора от 5 июля 2016г. № ***на комплекс услуг, связанных с организацией сбора, вывоза, и переработкой ртутьсодержащих отходов, актов выполненных работ по передаче ртутьсодержащих отходов от 14.07.2016г., 18.08.2015г. и договор на вывоз ТБО от 31.12.2015г. № 503 и актами выполненных работ по вывозу ТБО за 2015,2016 гг.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ЗАО ДЦ «Семёновский» согласно договора аренды земельного участка от 27.04.2016 № *** находится по адресу: ***. На земельном участке общей площадью ***кв.м. находится здание, принадлежащие на праве собственности ЗАО ДЦ «Семёновский» (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 28 июля 2009 г. серия ***). В здании располагаются помещения под офисную деятельность, которые сдаются в аренду предприятиям и организациям. В помещениях находятся шкафы, столы, стулья, туалетные комнаты. Освещение внутри помещений производиться за счет установленных светильников с люминесцентными и энергосберегающими лампами.

ЗАО ДЦ «Семёновский» специализируется на сдаче собственных не жилых помещений в аренду.   В ходе эксплуатации здания ЗАО ДЦ «Семёновский» организовано 2 площадки, из них 1 закрытая площадка временного накопления ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утратившие потребительские свойства в здании и 1 открытая площадка во дворе здания.

В ходе проверки хозяйственной и предпринимательской деятельности ЗАО ДЦ «Семёновский», в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) определен перечень отходов, которые образованы в процессе выполнения работ, оказания услуг и потребления: I класса опасности: 4 71 101 01 52 1 - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; IV класса опасности: 4 05 919 01 60 4 - отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные средствами моющими, чистящими и полирующими, 4 38 119 11 51 4 - тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими, 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный). V класса опасности: 4 05 122 02 60 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.

 При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении (составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления) и при рассмотрении дела судьей, установлено, что в отсутствии должного контроля со стороны генерального директора ЗАО «ДЦ «Семёновский» Сураева А.А., в нарушение экологических требований п. 2 ст. 11, п.п. 1,3 ст. 14, п.п. 2, 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I- IV класса опасности», Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» 20.10.2016 ЗАО «ДЦ «Семёновский» не представило:

- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов (ПНООЛР);

- данные о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду и паспорта опасных отходов I класса опасности: 4 71 101 01 52 1 - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; IV класса опасности: 4 05 919 01 60 4 - отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные средствами моющими, чистящими и полирующими, 4 38 119 11 51 4 - тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими, 733 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).

Полномочия генерального директора ЗАО «ДЦ «Семёновский» Сураева Андрея Андреевича подтверждаются приказом № *** от 06.03.2009 и выпиской из протокола общего собрания акционеров *** от 24.05.2016.

Нахожу законными и обоснованными выводы судьи, что данное административное правонарушение допущено по вине должностного лица - генерального директора ЗАО «ДЦ «Семёновский» Сураева А.А., так как он своими действиями (бездействиями) нарушил требования п. 2 ст. 11, п.п. 1,3 ст. 14, п.п. 2, 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV класса опасности», Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов» и что в настоящем случае генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураев Андрей Андреевич имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена    административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина должностного лица - генерального директора ЗАО «ДЦ «Семёновский» Сураева А.А., в совершении вмененного административного правонарушения, подтверждается: актом проверки от 20.10.2016 № ***, протоколом об административном правонарушении от 24.10.2016 № ***и другими материалами дела.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам генеральным директором ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураевым А.А. не представлено.

Исключительных обстоятельств, с учетом которых совершенное генеральным директором ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураевым А.А. административное правонарушение могло было быть признано малозначительным, не установлено.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Сураева А.А. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, нормы права применены правильно.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения.

Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу  лица привлеченного к административной ответственности по делу не усматривается.

Доводы жалобы о том, что ЗАО «ДЦ «Семеновский», являясь собственником здания по адресу: ***, не эксплуатирует указанное здание, а сдает его в аренду, эксплуатацию здания осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, с которыми у ЗАО «ДЦ «Семеновский» заключены договора аренды и соответственно именно арендаторы, а не ЗАО «ДЦ «Семеновский», являются собственниками отходов, образованных при эксплуатации здания. В штате ЗАО «ДЦ «Семеновский» состоит один человек, который постоянно не находится в указанном здании. Таким образом, основания для привлечения Генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. к ответственности по ст.  8.2 КоАП РФ отсутствуют, ввиду того, что деятельность ЗАО «ДЦ «Семеновский» не приводит кобразованию отходов и отсутствует надлежащий субъект, основаны на ошибочном толковании закона и не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.

 При этом учитываю, что  в судебном заседании Московского городского суда защитник генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. по доверенности Адучинова С.В. признала факт, что Сураев А.А. будучи генеральным директором ЗАО «ДЦ «Семеновский» должен следить за соблюдение природоохранного законодательства арендаторами. 

Доводы жалобы о том, что Решение Измайловского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 г. принято с неправильным применением норм материального права, не дана надлежащая оценка доказательствам о незаконности плановой проверки в отношении ЗАО «ДЦ «Семеновский», при проведении Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы плановой проверки допущены грубые нарушения законодательства в области развития малого и среднего предпринимательства, не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку в судебном заседании Московского городского суда защитник генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. по доверенности Адучинова С.В. признала факт, что ЗАО «ДЦ «Семеновский»  не состоит в реестре малых и средних предприятий и такого статуса не имеет. 

Другие доводы жалобы не влияют на правильность решения судьи и постановления    должностного лица и не могут служить основанием для их отмены.

Административное наказание Сураеву А.А. назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, и является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, по делу не имеется, поэтому доводы жалобы не могут быть признаны обоснованными.

 Оснований для отмены решения судьи, а также постановления должностного лица не усматривается.

При этом отмечаю, что указание в решение судьи на то, что - таким образом, генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семёновский» Сураев А,А. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - сокрытие или искажение экологической информации, хотя он привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, не  может служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица, поскольку указывает на явную техническую описку, которая может быть исправлена  в соответствии с положениями ст.29.12.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

                                                               РЕШИЛ:

  Решение судьи Измайловского районного суда г.Москвы от 28 февраля 2017 года и Постановление по делу об административном правонарушении № *** от 28 октября 2016 года, которым генеральный директор ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураев А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** - оставить без изменения, а жалобу генерального директора ЗАО «ДЦ «Семеновский» Сураева А.А. - оставить без удовлетворения.

                 Судья

 Московского городского суда                                                             Д.М.Харитонов