ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-447/16 от 16.03.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №7-447/2016

Судья: Закиров А.К.

РЕШЕНИЕ

город Челябинск

16 марта 2016 года

Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - Главы Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области ФИО1, по жалобе защитника Халиковой Э.Р. на решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 01 сентября 2015 года,

установил:

глава Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области ФИО1 как должностное лицо постановление главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Е.В.В.. №170035 от 23 июня 2015 года привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 14 000 рублей

Решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 01 сентября 2015 года, постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Сосновского муниципального района Е.В.В.. № 1 70035 от 23 июня 2015 года изменено, исключены ссылки на нарушение должностным лицом п.2,п.3,п.4,п.9, снижен размер назначенного наказания до 6 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе в вышестоящий суд защитник Халикова Э.Р. в обосновании отмены решения судьи указывает, что Администрация сельского поселения не вправе осуществлять деятельность по подготовке источников пожарного водоснабжения к использованию по назначению. Ссылаясь на пункты приказа МЧС России от 05.02.2011 года № 167 «Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» считает, что такими сведениями располагают подразделения пожарной охраны, а не органы местного самоуправления. В связи с чем, не взяв за основу данный приказ, решение судьи основывается на доводы лица, составившего протокол об административном правонарушении. Указывает, что должностное лицо, проводившее проверку, и составившие документы по ее результатам допустил превышение служебных полномочий.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующими выводам.


2

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 - 8 рассматриваемой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В вину должностному лицу - Главе Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области ФИО1 постановлением главного государственного инспектора Сосновского муниципального района Е.В.В.. №170035 от 23 июня 2015 года вменялось нарушение ст. 63 ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 04 июля 2008 года, СП 4.13.130 ст. 4.14., Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 ПНР РФ ст.78., 72 (1), что нашло отражение в акте проверки, протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, с указанием выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения, вместе с тем часть вмененных нарушений были исключены.

При разрешении вопроса о наличии вины должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения судья руководствуясь ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ, принял во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности должностное лицо имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какое


требовалось от него в целях надлежащего исполнения установленных обязанностей, однако должностное лицо пренебрег имеющейся у него возможностью принять необходимые меры для обеспечения соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о нарушении обязательных требований пожарной безопасности, выразившемся в не обеспечении исправности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организации проведения проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; не принятию мер к разработке муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и не организации ее выполнения, не принятию мер к обеспечению водоемов (р.Зюзелга) в с. Долгодеревенское, (р.Миасс) в д. Прохорове подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м. для установки пожарных автомобилей в любое время, года, а также не принятие мер к преду смотрению на объектах защиты (населенные пункты <...> <...>), граничащих с лесничествами (лесопарками) не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающих распространение огня при природных пожарах, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованным выводам о том, что событие, состав совершенного должностным лицом вменяемого административного правонарушения, вина подтверждены материалами дела, правомерно признал законным постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, снизив при этом размер административного штрафа.

Доводы жалобы о том, что администрация сельского поселения не вправе осуществлять деятельность по подготовке источников пожарного водоснабжения к использованию по назначению, несостоятельны.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.


4

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре (статья 19 Федерального закона о пожарной безопасности).

Согласно ч.5, ч. 4 ст. 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, называемый в тексте ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 63) как первичные меры пожарной безопасности, включает в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Таким образом, оснований полагать, что на Администрацию Долгодеревенского сельского поселения возложены не предусмотренные законом обязанности, в том числе, по осуществлению деятельности по подготовке источников пожарного водоснабжения, не имеется.

В связи с чем, ссылка в жалобе на приказ МЧС России от 05.02.2011 года № 167 «Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» является необоснованной.


5

Не принимается во внимание и указание в жалобе, что должностное лицо, проводившее проверку, и составившие документы по ее результатам допустил превышение служебных полномочий.

Изучение материалов дела свидетельствует, что все процессуальные акты, вынесенные в отношении должностного лица, составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Иного в материалах дела, в том числе и по доводам жалобы в материалах дела не содержится.

Несогласие с выводами суда направлено на собственную оценку заявителя действующего законодательства о требованиях пожарной безопасности применительно к спорной ситуации и не может служить поводом к отмене судебного решения.

Судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы дана полная и объективная оценка.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда

решил:

решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 01 сентября 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -Главы Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника Халиковой Э.Р. - без удовлетворения.

Судья:

Е.Н. Майорова