ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-447/17 от 12.12.2017 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Мальцева О.А. Дело №7-447/2017

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2017 года г.Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на постановление судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 23 октября 2017 года, которым

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС», Общество), ИНН ***, ОГРН ***, юридический адрес: г<адрес>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1, ДД.ММ.ГГ в *** час. *** мин. выявлено нарушение ПАО «ФСК ЕЭС» п.п. 2.5.210, 2.5.215 Правил устройства электроустановок (7-е изд.), утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года №187 (далее – ПУЭ), п.5.7.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года №229 (далее – ПТЭЭСиС РФ), а именно воздушная линия электропередачи ***, принадлежащая (находящаяся в эксплуатации) ПАО «ФСК ЕЭС», проходит над жилым зданием по адресу: <адрес>. Действия ПАО «ФСК ЕЭС» квалифицированы по ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО3 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Общество строительство воздушных линий не осуществляло. Воздушная линия *** введена в эксплуатацию в 1977 году, воздушная линия *** – в 1973 году. Жилой дом №***<адрес> построен в 1988 году, то есть после введения в эксплуатацию воздушных линий. Вместе с тем, в нарушение п.10, подп. «а» п.11 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160, согласие на строительство жилого дома в охранной зоне электрических сетей в установленном порядке получено не было, что свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого правонарушения. Поскольку строительство воздушных линий осуществлено на территории, на которой жилой дом отсутствовал, данную территорию нельзя отнести к селитебной зоне. Строительство воздушных линий *** осуществлено в соответствии с Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года №255.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, выслушав защитника ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО4, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи.

В соответствии со ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие, в том числе, установленные требования к устройству и эксплуатации воздушных линий электропередачи переменного тока.

Правила устройства электроустановок (издание 7-ое, раздел 2 Передача электроэнергии) утверждены приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года №187 и предусматривают, что прохождение ВЛ напряжением выше 1 кВ по населенной местности следует выполнять в соответствии с требованиями строительных норм и правил (ВЛ 110 кВ и выше следует размещать за пределами селитебной территории) (п.2.5.210).

Прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.

Допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330 - 750 кВ только над производственными зданиями электрических станций и подстанций). При этом расстояние по вертикали от проводов ВЛ до вышеуказанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее приведенных в табл. 2.5.22 (п.2.5.215).

Таким образом, действующие Правила устройства электроустановок запрещают прохождение ВЛ напряжением выше 1 кВ над жилыми домами.

В соответствии с п.5.7.8 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года №229, при эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение.

Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.

В вину ПАО «ФСК ЕЭС» вменено прохождение воздушной линии электропередачи *** над жилым зданием, расположенным по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства не оспариваются лицом, привлекаемым к административной ответственности, и подтверждаются протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ и приложенной к нему фототаблицей ***; паспортом воздушной линий электропередачи ***, паспортом воздушной линии электропередачи ***, согласно которым воздушная линия *** имеет совместную подвеску провода на одних опорах с воздушной линией *** на участке опор №№ 151-249; схемой расположения проводов относительно домов №№ *** по <адрес>, из которой усматривается прохождение воздушных линий *** в пролете опор №№ 198-199 над жилым домом *** по <адрес>; свидетельством о государственной регистрации права собственности на сооружение – линия электропередачи ***.

Представленные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности полностью подтверждают наличие в действиях ПАО «ФСК ЕЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено с учетом фактических обстоятельств дела, соответствует минимальному размеру санкции, установленной ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правила назначения наказания, предусмотренные ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.

Ссылка в жалобе на отсутствие вины Общества в совершении вменяемого правонарушения, не может быть признана состоятельной.

Действительно, в силу подп. «а» п.10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160, (далее - Правила) в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

При этом абзацем 10 пункта 12 названных Правил установлено, что при обнаружении сетевыми организациями и иными лицами фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, а также вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации обратиться в суд и (или) органы исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дел о соответствующих правонарушениях.

В силу вышеприведенного п.5.7.8 ПТЭЭСиС РФ организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.

Из ответа ПАО «ФСК ЕЭС» от ДД.ММ.ГГ следует, что о прохождении воздушной линии над жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, Обществу было известно с 2011 года. Однако сведений о совершении Обществом действий, предусмотренных абзацем 10 пункта 12 Правил в материалах дела не имеется. Напротив, в последующем Обществом осуществлялась эксплуатация воздушной линии с нарушением требований п.2.5.215 ПУЭ, не допускающих прохождение ВЛ напряжением выше 1 Кв над жилыми домами, что создавало угрозу жизни и здоровью людей.

Таким образом, принимая во внимание, что ПАО «ФСК ЕЭС» длительное время осуществляет эксплуатацию электроустановок в условиях нарушения Правил устройства электроустановок, достаточных мер, направленных на устранение выявленного нарушения, не предпринимает, судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого в вину административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что в данном случае ответственность должны нести лица, которые в нарушение вышеназванных Правил без согласования с сетевой организацией разместили жилой дом в границах охранной зоны, отклоняются, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности ПАО «ФСК ЕЭС» соблюдать требования Правил устройства электроустановок, запрещающих прохождение ВЛ напряжением выше 1 кВ над жилыми домами.

Ссылка в жалобе на то, что строительство ВЛ осуществлено в соответствии с действующими в то время Правилами, не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения.

В соответствии с абзацем 3 п.1.1.1 главы 1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденной приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года № 204, требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Учитывая, что рассматриваемая воздушная линия электропередачи проходит над жилым домом, то следует признать, что устранение выявленного нарушения направлено на повышение надежности электроустановки, исключение возможности аварий, пожаров, поражения людей электрическим током, на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, а, следовательно, Правила устройства электроустановок подлежат применению.

Кроме того, п 2.5.1 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года N 187 (то есть утвержденных после вступления в силу вышеуказанного приказа), установлено, что глава 2.5 Правил распространяется на воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ и до 750 кВ, выполняемые неизолированными проводами (ВЛ), и напряжением выше 1 кВ и до 20 кВ, выполняемые проводами с защитной изолирующей оболочкой- защищенными проводами (ВЛЗ).

С учетом вышеизложенного не влекут отмену постановления судьи доводы жалобы о том, что на момент строительства воздушных линий жилой дом отсутствовал, в связи с чем территория не являлась селитебной. Факт прохождения воздушных линий *** по территории населенной местности, над жилым домом подтверждается вышеназванными доказательствами, в том числе паспортом воздушной линии электропередачи ***, согласно которому воздушная линия на участке опор №№ 198-249 проходит по населенной местности, а также схемой расположения проводов относительно домов.

Доводы защитника Общества о том, что о данном правонарушении должностному лицу стало известно в 2015 году, в связи с чем, постановление судьи вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, несостоятельны. Как усматривается из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с проведением административного расследования от ДД.ММ.ГГ, основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении явилось обращение гражданина ФИО2 вх. *** от ДД.ММ.ГГ.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение постановления судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 23 октября 2017 года оставить без изменения, жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - без удовлетворения.

Судья Е.М. Зацепин