Дело № 7-449/2019 Судья Бастрон Д.А.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 08 мая 2019 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А. при секретаре Селезневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по жалобе защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – ФИО5 на постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России» от 22 августа 2018 года, решение судьи Трехгорного городского суда Челябинской области от 05 декабря 2018 года,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отделения ФГПН - заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России» ФИО1 № 27 от 22 августа 2018 года Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Трехгорного городского суда Челябинской области от 05 декабря 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ОАО «РЖД» - ФИО5 обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи городского суда отменить.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, защитник ОАО «РЖД» ФИО5 просит постановление должностного лица, решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Подробно излагая свою позицию, аналогичную изложенной при рассмотрении дела в городском суде, в обоснование доводов жалобы указывает, что материалы дела не содержат достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении № <данные изъяты> от 01 августа 2018 года, постановлении по делу об административном правонарушении № 27 от 22 августа 2018 года не описано место и событие административного правонарушения. Расследование по факту возникновения пожара и установление действительной причины пожара административным органом не осуществлялось. Суд первой инстанции, подменяя контрольно-надзорный орган, указал время совершения административного правонарушения - 15 мая 2018 года. Полагает, что акты осмотра тепловоза серии 2ТЭ10М № 2167 от 15 мая 2018 года и 28 мая 2018 года не получили надлежащей правовой оценки.
В судебном заседании защитники ОАО «РЖД» ФИО5 и ФИО6 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России», МО МВД России по ЗАТО г. Трехгорный Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не поступило. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав защитников, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно примечанию к статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Как следует из статей 53, 53.1 Лесного кодекса РФ, Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Как следует из материалов дела, в МО МВД России по ЗАТО г.Трехгорный Челябинской области 05 июля 2018 года из ФГКУ «Специальное управление ФПС №10 МЧС России поступили материалы проверки, проведенной в порядке статей 144-145 УПК РФ, по факту возгорания 15 мая 2018 года сухой травы вдоль железнодорожного полотна, с распространением горения сухой травы в лесной массив кварталов 9, 18, 27, 38 МБУ «Трехгорное лесничество» Трехгорного городского округа, на перегоне железнодорожных станций «Красная Горка» - «Половинка Катавская», напротив поселка Совхозный Катав-Ивановского района Челябинской области, от опоры № 326 километра № 23 до опоры №439 километра № 28.
По результатам проверки 14 июня 2018 года принято постановление № 5 об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе указанной проверки исключены возможные причины возникновения пожара в результате: поджога, самовозгорания, природных явлений. Установлено, что причиной пожара явилось воздействие проезжающего тепловоза <данные изъяты>, в результате чего произошло возгорание сухой травы вдоль железнодорожного полотна с последующим распространением горения вглубь лесного массива.
Из заключения эксперта №09-2018 от 19 июня 2018 года, проведенной в рамках доследственной проверки пожарно-технической экспертизы усматривается, что имеется несколько изолированных очагов пожара в полосе отвода железнодорожного полотна от станции «Красная горка» до станции «Половинка Катавская» по обоим сторонам пути. Пожар распространялся вдоль железнодорожного полотна по сухой траве в полосе отвода и прилегающей к полосе отвода лесной подстилке вглубь леса по направлению ветра. Непосредственной технической причиной возникновения пожара является воздействие нагретых продуктов и (или) выхлопных газов выпускной системы локомотива <данные изъяты> на горючие материалы, находящиеся в полосе отвода железной дороги, во время его движения по перегону станция Красная горка - станция Половинка Катавская.
Кроме того, факт возгорания сухой травы от воздействия нагретых продуктов и (или) выхлопных газов выпускной системы локомотива <данные изъяты> установлен 15 мая 2018 года в ходе осмотра локомотива <данные изъяты> при проведении практического эксперимента по работе двигателей локомотива, что отражено в протоколе осмотра места происшествия, также в ходе осмотра локомотива выявлена неисправность выпускной системы локомотива - отсутствие сетки искрогасителя выхлопного тракта, выход газо-масляной смеси из дренажной трубы локомотива. Установлено время возгорания в период с 10 часов 55 минут до 11 часов 12 минут 15 мая 2018 года, непосредственно после следования локомотива 2ТЭ10М №<данные изъяты> на перегоне железнодорожных станций «Красная Горка» - «Половинка Катавская», отсутствие задымления лесного массива, прилегающего к полосе отвода железнодорожного перегона, подтверждено объяснениями машиниста ФИО2., помощника машиниста тепловоза ФИО3.
Действия должностных лиц ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России в ходе проверки, проводимой в порядке статей 144-145 УПК РФ.
Постановлением начальника отделения ФГПН - заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России» ФИО4. от 22 августа 2018 года ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение пунктов: 27; 28а; 286 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, выразившееся в непринятии мер: по очистке от сухостоя, валежника и других горючих материалов полосы отвода железных дорог в местах прилегания к лесному массиву, а также не отделение границы полосы отвода от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров; по обеспечению эксплуатации исправного тепловоза на участке железнодорожного пути общего пользования, проходящего через лесной массив; по организации патрулирования в лесу в период пожароопасного сезона при высокой пожарной опасности на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей, что в результате воздействия нагретых продуктов или выхлопных газов выпускной системы тепловоза <данные изъяты>, повлекло 15 мая 2018 года возгорание сухой травы вдоль железнодорожного полотна, с распространением горения сухой травы в лесной массив кварталов 9, 18, 27, 38 МБУ «Трехгорное лесничество» Трехгорного городского округа, на перегоне железнодорожных станций «Красная Горка» - «Половинка Катавская», напротив поселка Совхозный Катав-Ивановского района Челябинской области, от опоры № 326 километра № 23 до опоры №439 километра № 28.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом осмотра места происшествия, фототаблицами и другими материалами дела.
Данные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности подтверждают наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с данной оценкой не имеется.
Вопреки доводам жалобы судьей городского суда актам осмотра тепловоза <данные изъяты> от 15 мая 2018 года и 28 мая 2018 года дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.
Доводы жалоб, что материалы дела не содержат достаточных данных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, оспариваемое постановление вынесено на основании материалов дела, полученных с нарушением установленного порядка, подлежат отклонению как несостоятельные.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные требования судьей городского суда были выполнены, дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено на основании материалов дела полученных с нарушением закона не имеется.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», протоколы и иные материалы ранее прекращенного уголовного дела в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности за те же действия (бездействие), могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, процессуальные документы, принятые по результатам проверки, проводимой должностными лицами ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России в порядке статей 144-145 УПК РФ, обоснованно приняты в качестве доказательств по делу.
Каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.
Доводы жалоб, что материалы дела не содержат достаточных данных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, оспариваемое постановление вынесено на основании материалов дела, полученных с нарушением установленного порядка, подлежат отклонению как несостоятельные.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные требования судьей городского суда были выполнены, дана оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.
Правила пожарной безопасности установлены статьями 52 - 53.8 Лесного кодекса РФ, Федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417.
Пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, в соответствии с которыми полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Частью 4 статьи 8.32 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Материалами дела установлено, что причиной пожара явилось воздействие проезжающего тепловоза <данные изъяты>, в результате чего произошло возгорание сухой травы вдоль железнодорожного полотна с последующим распространением горения вглубь лесного массива.
Позиция защитника, что при рассмотрении дела не исследовался вопрос вины во вменяемом правонарушении, ОАО «РЖД» было привлечено к ответственности без выяснения причин возникновения пожара и определения степени вины в его возникновении, получили оценку со стороны судьи городского суда, оснований для переоценки не усматриваю.
Часть 4 статьи 8.32 КоАП РФ содержит материальный состав, объективная сторона которого состоит в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.
Правила пожарной безопасности в лесах содержат как общие, так и специальные правила. К общим требованиям относится, например, запрещение разводить костры в определенные периоды и в определенных лесных массивах, бросать горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы и т.п. Запрещается загрязнение леса бытовыми, строительными, промышленными отходами, мусором. Правила определяют обязанности граждан и юридических лиц при использовании лесов:
Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц определены в упомянутых Правилах пожарной безопасности в лесах применительно к видам использования лесов.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии (бездействии), нарушающим требования и правила пожарной безопасности в лесах.
Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.
Материалами дела установлено, что невыполнение обязанности со стороны ОАО «РЖД» по очистке от сухостоя, валежника и других горючих материалов полосы отвода железных дорог в местах прилегания к лесному массиву, а также не отделение границы полосы отвода от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров; по обеспечению эксплуатации исправного тепловоза на участке железнодорожного пути общего пользования, проходящего через лесной массив; по организации патрулирования в лесу в период пожароопасного сезона при высокой пожарной опасности на проходящих через лесные массивы участках железнодорожных путей привели к возгоранию сухой травы вдоль железнодорожного полотна, с распространением горения сухой травы в лесной массив в результате воздействия нагретых продуктов или выхлопных газов выпускной системы тепловоза <данные изъяты>.
Таким образом, необеспечение контроля за проведением предупредительных противопожарных мероприятий со стороны общества образует объективную сторону части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Событие административного правонарушения установлено на основании представленных материалов дела. Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции назначенной статьи, учтены все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела по существу, данные о личности правонарушителя.
Безусловных оснований для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи, не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 10 МЧС России» от 22 августа 2018 года, решение судьи Трехгорного городского суда Челябинской области от 05 декабря 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, жалобу защитника Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – ФИО5 - без удовлетворения.
Судья А.А. Жуков