ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-44/20 от 02.06.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Шмакова Н.В. Дело № 7-44/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 2 июня 2020 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев жалобу законного представителя СПК племзавод «Соколовка» ФИО1 на постановление судьи Зуевского районного суда Кировской области от 18 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СПК племзавод «Соколовка»,

установил:

постановлением судьи Зуевского районного суда Кировской области от 18 мая 2020 года СПК племзавод «Соколовка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления эксплуатации здания котельной МТФ № 2, здания крематора, расположенных по адресу: <адрес> (промплощадка № 1) на срок 30 суток.

Не согласившись с постановлением, в жалобе, поданной в Кировский областной суд, законный представитель юридического лица председатель СПК племзавод «Соколовка» ФИО1 просит его отменить, производство по делу прекратить на основании чч 2, 5 ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование указал, что юридическому лицу вменено нарушение положений ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 9 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», в связи с чем полагает, его действия должны были быть квалифицированы по ст. 8.47 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Судом приведены положения закона, действовавшие до 01.01.2019, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопреки выводам суда, что не определена категория объектов, на которых расположены источники выбросов крематор и котельная МТФ № 2 и не проведена их регистрации, приводит доводы, что промплощадка № 1 была поставлена на государственный учет, код объекта НВОС в федеральном государственном реестре: 33-0143-001208-П, присвоенная категория объекта-I. На территории Промпощадки № 1 на момент проведения проверки и были обнаружены неучтенные источники выбросов (крематор и котельная МТФ № 2). В связи с неверной квалификацией действий юридического лица оспаривает протокол об административном правонарушении.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось.

При таком положении, на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

Защитники юридического лица ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержали, дополнительно пояснив, что 27.05.2020 на котельную МТФ № 2 в составе промплощадки № 8 получено свидетельство о постановке на государственный учет, как объект II категории, подана декларация о воздействии на окружающую среду, на этом основании постановлением судьи Зуевского районного суда Кировской области от 28 мая 2020 года досрочно прекращено исполнение административного наказания в виде приостановления эксплуатации здания котельной МТФ № 2. На крематор в составе промплощадки № 10 получено свидетельство о постановке на государственный учет, как объекта I категории, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как и комплексное экологическое разрешение, не получены, тем не менее данный объект важен для предприятия для уничтожения отходов производства.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 31.1 № 7-ФЗ от 10.01.2002 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Согласно положениям ч. 9 ст. 15 № 96-ФЗ от 04.05.1999 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Из представленных материалов дела следует, что в период с 15 января по 11 февраля 2020 года на основании приказа Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 26.12.2019 № 559-К проведена проверка объекта негативного воздействия «Промплощадка №1» СПК племзавод «Соколовка» (код объекта 33-0143-001208-П).

При проверке установлено, что на период с 10.08.2018 по 09.08.2025 СПК племзавод «Соколовка» выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 10.08.2018 № 09-150 для промплощадки № 1, расположенной по адресу: <адрес>.

Объект «Промплощадка № 1» СПК племзавод «Соколовка» (код 33-0143-001208-П), введен в эксплуатацию 27.12.1996, поставлен на государственный учет 28.10.2018, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду, подлежит федеральному экологическому надзору.

На территории «Промплощадка № 1» расположены, в том числе, котельная МТФ № 2 и крематор КР-100 для термического уничтожения биологических отходов СПК племзавод «Соколовка». Согласно акту ввода объекта в эксплуатацию крематор введен в эксплуатацию 25.08.2018.

Осмотром от 15.01.2020 установлена эксплуатация котельной МТФ № 2, вид топлива - дрова. 16.01.2020 зафиксирован выброс от трубы крематора. Согласно информационной справке от 30.01.2020 крематор эксплуатировался с сентября по декабрь 2019 года по 5 часов в день, в декабре 16 дней по 10 часов. Факт осуществления выброса вредных загрязняющих веществ от трубы крематора: углерода оксида и серы диоксида, выбросов из трубы котельной МТФ № 2 подтверждается актом проверки от 11.02.2020 № 21-ПК-К, протоколом результатов испытаний проб промышленных выбросов от деятельности трубы крематора от 20.02.2020.

В то же время, согласно заявке о постановке на государственный учет объекта «Промплощадка № 1» заявлено 45 стационарных источников, осуществляющих выброс 114,77012 т/год вредных (загрязняющих) веществ. Источники выбросов загрязняющих веществ от котельной МТФ №2 и крематора в заявке не учтены, нормативы допустимых выбросов от деятельности котельной МТФ № 2, крематора, через трубы которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не установлены. Разрешения на выброс загрязняющих веществ от деятельности крематора и котельной МТФ № 2 отсутствуют.

Факт совершения административного правонарушения и вина СПК племзавод «Соколовка» в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: приказом от 26.12.2019 № 559-к о проведении проверки в отношении СПК племзавод «Соколовка» на предмет соблюдения требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды; актом проверки № 21-ПК-К от 11 февраля 2020 года; копией разрешения № 09-150 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относительно промплощадки № 1, промплощадки № 3 и промплощадки № 7 СПК племзавод «Соколовка»; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 15.01.2020 № 1; фототаблицей от 15.01.2020 к акту обследований; актом № 2 от 16.01.2020 обследований территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований с фототаблицей; протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды № 1 от 16.01.2020; протоколом результатов испытаний проб промышленных выбросов № 02-ПВ от 20.01.2020; протоколом об административном правонарушении № 08-38/24-20 в отношении СПК племзавод «Соколовка», другими материалами дела.

Фактические обстоятельства дела, послужившие основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, а именно отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух на объекты котельной МТФ № 2 и крематор законным представителем юридического лица не оспаривается.

Доводы о неверной квалификации действий юридического лица считаю необоснованными.

Так, Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» действительно были внесены изменения в ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», которые обязывают юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории, вместо ранее выдававшихся разрешений получать комплексные экологические разрешения.

Вместе с тем согласно положениям чч. 1.1 ст. 11 указанного Федерального закона № 219-ФЗ с 1 января 2019 и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6, 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Из приведенных выше положений закона следует, что получение комплексного экологического разрешения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность на объектах I категории, возможно до 31.12.2022 и 1.01.2025 (чч. 6, 7 ст. 11 указанного Федерального закона № 219-ФЗ), а в переходный период деятельность осуществляется на основании разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в частности в порядке Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 июля 2011 года N 650.

Таким образом, осуществление вредных выбросов в атмосферный воздух без соответствующего разрешения при эксплуатации объектов I категории негативного воздействия на окружающую среду как было запрещено до вступления в законную силу Федерального закона № 219-ФЗ, так же запрещено и в настоящее время, а осуществление деятельности без соответствующего разрешения образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

СПК племзавод «Соколовка» на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении осуществлял выброс вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации Промплощадки № 1, отнесенной к I категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство № СК3LXUV1 от 06.11.2018), при этом такие объекты, как котельная МТФ № 2 и крематор не были включены в разрешение № 09-150 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное 10.08.2018. Таким образом, действия юридического лица верно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Ссылка суда в постановлении о назначении административного наказания на недействующую редакцию ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», а также вывод о том, что категория объектов котельной МТФ № 2 и крематора не определена, регистрация объектов не проведена, не является существенным нарушением процессуального законодательства, влекущим безусловную отмену постановления о назначении административного наказания.

Предоставленные защитниками свидетельства о постановке на учет промплощадки № 8 и промплощадки № 10, в состав которых вошли котельная МТФ № 2 и крематор на законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении не влияют, поскольку свидетельства были выданы 27.05.2020, то есть после вынесения постановления о назначении административного наказания. На момент выявления административного правонарушения эксплуатация указанных объектов осуществлялась в составе промплощадки № 1, имеющей I категорию негативного воздействия на окружающую среду.

Наказание в виде административного приостановления эксплуатации здания котельной МТФ № 2, здания крематора назначено СПК племзавод «Соколовка» на срок 30 суток в пределах санкции ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ с учетом положений ст. 3.12 КоАП РФ, при установлении судом угрозы для жизни и здоровья людей, менее строгий вид наказания не может обеспечить цели административного наказания. При этиом необходимо отменить, что судом приостановлена эксплуатация только тех объектов, разрешение на осуществление вредных выбросов в атмосферу которых получено не было.

Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, по доводам жалобы не установлено.

Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Зуевского районного суда Кировской области от 18 мая 2020 года оставить без изменения, а жалобу председателя СПК племзавод «Соколовка» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.В. Мосеев