ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-44/2020/12-44/20 от 28.01.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шпигарь Ю.Н.

Дело №7-44/2020 / 12-44/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 28 января 2020 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Маматовой Вилены Ильдусовны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л а:

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2019 (резолютивная часть постановления оглашена 05.12.2019) министр транспорта Пермского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, защитник ФИО1 по доверенности Маматова В.И. просит данное постановление отменить и прекратить производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, указывая на то, что Министерство транспорта пермского края исполняло свои обязанности добросовестно в соответствии с установленными требованиями законодательством. За время осуществления перевозок по маршруту №796 без проведения конкурса жалоб в адрес Министерства не поступало. Осуществляемые перевозки основаны на принципах доступности транспортных услуг для населения и качества оказываемых услуг. С учетом установленного переходного периода требовалось проведение конкурса на право получения свидетельства по маршрутам, обслуживаемым более чем тремя перевозчиками. Перевозчиками по указанному маршруту, в том числе ИП М., по своей инициативе было принято решение о сокращении числа лиц, одновременно обслуживающих спорный маршрут. Поступившие от перевозчиков отказы явились основанием для внесения соответствующих изменений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в Пермском крае. Основания для проведения открытого конкурса, перечисленные в ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсутствовали. Выдача свидетельств без проведения конкурса была обусловлена имевшимися обстоятельствами. Не противоречащими закону, наличием у Министерства транспорта Пермского края как у органа исполнительной власти обязательств по удовлетворению в транспортном обслуживании населения. По результатам рассмотрения представления. В котором участвовал представитель прокуратуры, в установленные сроки был подготовлен ответ, в котором указано о принятых мерах, в дальнейшем по результатам служебной проверки от 16.10.2019 начальник отдела автомобильного транспорта управления транспортного обслуживания Министерства транспорта Пермского края Г. привлечен к дисциплинарной ответственности. Принято решение о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по маршруту №796, извещение о его проведении размещено на сайте Министерства 31.10.2019. Полагает также, что истек срок давности привлечения к административной ответственности.

В рассмотрении жалобы ФИО1, извещенный должным образом, участие не принимал. Его защитник Маматова В.И. жалобу поддержала по ее доводам.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Маматову В.И., прокуроров прокуратуры Пермского края Вохмянину Ю.М., ФИО2, полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу ст.ст. 1 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п.1 ст.21 данного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Пермского края в связи с обращением индивидуального предпринимателя М. о несогласии с действиями и решениями должностных лиц Министерства транспорта Пермского края о внесении изменений в реестр межмуниципальных маршрутов в части исключения сведений о ней как о перевозчике на маршруте №796/3 сообщением «г. Лысьва – г. Пермь» (через ФИО3) проверки соблюдения Министерством транспорта Пермского края законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на межмуниципальных маршрутах, усмотрев нарушение Министерством транспорта Пермского края требований ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, выразившееся в продлении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок хозяйствующим субъектам на маршруте 796 без проведения открытого конкурса, 12.08.2019 на имя министра транспорта Пермского края ФИО1 направлено представление об устранении нарушений законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом с требованием о безотлагательном его рассмотрении с участием представителя прокуратуры края, принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих их совершению, недопущению их в последующем, рассмотрении вопроса о привлечении лиц, допустивших указанные в представлении нарушения, к дисциплинарной ответственности, в том числе К., Г., о сообщении результатов рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру края в письменной форме в месячный срок.

20.09.2019 за № СЭД-44-01-12-43 в прокуратуру Пермского края из Министерства транспорта Пермского края направлен ответ об отсутствии оснований для проведения открытого конкурса, перечисленных в ст.19 Федеральном законе от 13.07.2015 №220-ФЗ, не имеется.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – министра транспорта Пермского края ФИО1

Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.17.7 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что представление прокурора от 12.08.2019 об устранении законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом исполнено не было.

Выводы, изложенные в постановлении, должным образом в постановлении мотивированы, соответствуют ст.2.4 КоАП РФ, примечанию к ней, основаны на материалах дела, включая должностную инструкцию министра транспорта Пермского края, а также на Федеральном законе «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Нормативно-правовая база приведена судьей районного суда в достаточном объеме. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Так, девяти хозяйствующим субъектам, включая индивидуального предпринимателя М., были выданы свидетельства и карты маршрута на право осуществления перевозок по маршруту №796 сообщением «г. Лысьва – г. Пермь» (через ФИО3) с 31.03.2017 по 31.03.2019. 02.04.2019 на основании распоряжения №СЭД-44-01-03-51 в реестр межмуниципальных маршрутов внесены изменения путем исключения сведений о перевозчиках, обслуживающих указанный маршрут, трем перевозчикам выданы свидетельства и карты маршрута со сроком действия с 01.04.2019 по 31.03.2022. При этом в обоих случаях конкурс на осуществление регулярных перевозок по маршруту №796 сообщением «г. Лысьва – г. Пермь» (через ФИО3) в обоих случаях в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ не проводился.

Отсутствие оснований для проведения открытого конкурса, должностное лицо в ответе от 20.09.2019 №СЭД-44-01-12-43 обосновало обязательным проведением открытого конкурса на право получения свидетельства по маршрутам, обслуживаемым более чем тремя перевозчиками. Открытый конкурс, объявленный Министерством транспорта Пермского края в 2016 году, включая спорный маршрут, который обслуживали более трех хозяйствующих субъектов, как следует из ответа, был аннулирован; при принятии решения о выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам, обслуживаемым более тремя перевозчиками со сроком действия до 31.03.2019, Министерство транспорта Пермского края руководствовалось логикой, направленной на обеспечение стабильности пассажирских перевозок. По рассматриваемому маршруту разрешительные документы, подтверждающие право осуществления перевозок, были выданы трем перевозчикам на основании ч.4 ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ по причине поступивших отказов иных перевозчиков от обслуживания маршрута №796.

Статья 19 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ предусматривает выдачу свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. В силу ч.3 данной статьи без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: после наступления обстоятельств, предусмотренных ч.3 ст.24 либо п.п. 1, 2 или 7 ч.1 ст.29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным ч.10 ст.24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается; по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

В правоотношениях, связанных со спорным маршрутом, такие обстоятельства отсутствуют.

Статья 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ содержит положения, обеспечивающие реализацию данного Закона, определяющие правила поведения субъектов перевозочного процесса в переходный период. То есть переходные положения подлежат применению в определенный период, истекший на момент совершения Министерством транспорта Пермского края юридически значимых действий, послуживших основанием для внесения прокуратурой края представления от 12.08.2019.

Сведения о девяти перевозчиках по спорному маршруту Министерством транспорта Пермского края были включены в соответствующий реестр на основании утвержденных паспортов маршрута. Возможность осуществления такой совместной деятельности допускалась до 13.07.2016 на основании выданных перевозчикам временных карт маршрута. До наступления предельного срока действия временных карт при условии объединения хозяйствующих субъектов в простое товарищество последнему следовало выдать свидетельство и новые карты маршрута, в противном случае при продолжении деятельности в количестве более трех перевозчиков имелась необходимость провести открытый конкурс. В рассматриваемом случае договор простого товарищества заключен не был, всем девяти перевозчикам, как указано выше, были выданы свидетельства и карты маршрута сроком на два года, а в дальнейшем, в связи с сокращением перевозчиков до трех, оставшимся вне конкурса выданы документы в порядке п.2 ч.4 ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ без учета возможности продления действия свидетельства и карт маршрута в том же порядке, что и для выдачи документов, то есть по результатам конкурса (независимо от числа перевозчиков). Указанное следует из положений ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, в том числе из ч.5.1 данной статьи.

Доводы жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не влекут отмену постановления от 06.12.2019. Следует также отметить, что в дальнейшем, 31.10.2019 начаты конкурсные процедуры. При этом стороной защиты не представлены данные, которые бы свидетельствовали о появлении юридически значимых обстоятельств с момента подготовки ответа на представление, послуживших основанием для открытия конкурса.

Представленный ответ не был основан на положениях действующего законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, фактически был направлен на отказ от выполнения требований представления о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона. Справочной информация о переходе к новой транспортной модели обслуживания межмуниципальных маршрутов Пермского края, приложенная к ответу на представление, по своему содержанию, с учетом требований Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ, установленных по делу обстоятельств выдачи разрешительных документов по маршруту №796, о принимаемых мерах к устранению выявленного нарушения не свидетельствует. В связи с этим доводы о том, что ответ в данном случае был направлен, как установлено действующим законодательством, в письменной форме и в установленный срок, содержал информацию о переходе к новой транспортной модели обслуживания, не свидетельствуют об отсутствии в действиях должностного лица состава, административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.17.7 КоАП РФ.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.02.2005 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО4 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст.21 названного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований. В данном случае указанные требования соблюдены.

Относительно доводов жалобы о том, что Министерством транспорта Пермского края права ИП М., не нарушались, то указанное не является предметом рассмотрения в настоящем деле.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст.17.7 КоАП РФ для должностных лиц и в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.3 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с учетом диспозиции названной нормы.

Процессуальные нарушения, которые бы повлияли на законность привлечения ФИО1 к административной ответственности, не допущены.

С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 06.12.2019 оставить без изменения, жалобу защитника Маматовой В.И. - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись