Судья Александрова Е.А. Дело № 7-452/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 12 октября 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 19 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» ФИО1,
установил:
постановлением прокурора Кировского района города Томска от 20 сентября 2021 года в отношении директор Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее ООО «Контракт» или Общество) ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Материалы направлены для рассмотрения в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу.
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу ФИО2 №П от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением вышестоящего должностного лица №Р от 28 декабря 2021 года, директор ООО «Контракт» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
ФИО1 обжаловала постановление в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ.
Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 19 мая 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
На принятые по делу акты ФИО1 подана жалоба в Новосибирский областной суд.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что привлечение к административной ответственности неправомерно. Не учтено, что ООО «Контракт» временно не ведет коммерческую деятельность, не имеет финансовой возможности для приобретения электронной цифровой подписи. Были приняты меры для устранения правонарушения, но срок не соблюден в связи с эпидемиологической ситуацией в период с 01 ноября 2021 года по 15 ноября 2021 года в городе Томске. Электронная цифровая подпись получена 30 ноября 2021 года, нарушения устранены, 19 декабря 2021 года направлен ответ на представление в административный орган.
Просит постановление отменить, в части назначенного наказания, заменить административный штраф предупреждением, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
ФИО1 и прокурор Кировского района города Томска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы судьей областного суда, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, относятся к лицам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным в силу осуществляемых видов деятельности принимать меры, направленные на противодействие легализации доходов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели - субъекты Федерального закона, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления информации в Росфинмониторинг установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209.
Согласно пункту 7 данного Положения, информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через интернет-портал Службы, либо на машинном носителе.
В соответствии с главой VII Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 года № 110, информация о результатах такой проверки направляется в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки, в виде формализованного электронного сообщения ФЭС 3-ФМ.
При этом указанная информация представляется независимо от выявления или не выявления в результате проведенной проверки клиентов, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Порядок формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), и доведения Перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлен Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2015 года № 804, вступившим в силу 19 августа 2015 года (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 21 Правил, доведение информации, предусмотренной пунктом 20 настоящих Правил, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Кировского района города Томска в сентябре 2021 года проведена проверка соблюдения ООО «Контракт» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности Общества, согласно выписке из ЕГРЮЛ является предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (<данные изъяты>). С 26 сентября 2009 года юридическое лицо состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО.
Таким образом, Общество является субъектом Федерального закона, на ООО «Контракт» распространяются требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, в части порядка и сроков предоставления информации в Росфинмониторинг.
В нарушение перечисленных выше требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Обществе работа в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет», в том числе информирование Росфинмониторинга о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, на регулярной основе не осуществляется.
В процессе осуществления контроля МРУ Росфинмониторинга по СФО выявлено, что последнее посещение личного кабинета производилась 28 января 2021 года, дата последней работы с перечнем в отношении указанных организаций осуществлялась 04 февраля 2019 года.
Правила внутреннего контроля в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга ООО «Контракт» не размещены, информация об их соответствии установленным требованиям отсутствует.
Данные факты являются нарушениями законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля. В Обществе отсутствовала организованная и целостная система внутреннего контроля по причине непринятия и неисполнения внутренних организационных мер.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения к административной ответственности директора ООО «Контракт» ФИО1 по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения объективно подтверждаются доказательствами: информацией МРУ Росфинмониторинга по СФО от 05 августа 2021 года; выпиской из ЕГРЮЛ; информацией ООО «Контракт», представленной по требованию прокурора и пояснениями директора Общества ФИО1, не оспаривающей факт неведения работы в Личном кабинете; скриншотами личного кабинета, которые получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы заявителя о том, что Общество на момент проверки не вело коммерческой деятельности и не имело финансовой возможности для приобретения электронной цифровой подписи, в том числе со ссылкой на эпидемиологическую обстановку в связи с новой короновирусной инфекцией, не принимаются.
Общество, осуществляя по основному виду деятельности предоставление посреднических услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе, состоя с 26 сентября 2009 года на учете в МРУ Росфинмониторинга по СФО, тем самым, являлось субъектом Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, и обязано было соблюдать требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, в части порядка и сроков предоставления информации в Росфинмониторинг.
Вместе с тем, фактически последний раз действия по внутреннему контролю осуществлялась 04 февраля 2019 года, то есть до введения ограничительным мер на территории Российской Федерации. При этом материалы дела не содержат данных, что с указанной даты и до проведения проверки МРУ Росфинмониторинга по СФО и прокуратурой директором ООО «Контракт» ФИО1 как должностным лицом были приняты меры к получению электронной цифровой подписи. В том числе, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих невозможность получения ЭЦП в связи с приостановлением их выдачи налоговыми органами в г.Томске, невозможности ее получения в других организациях.
ФИО1, давая пояснения прокурору 20 сентября 2021 года, не оспаривала факт, что Обществом работа в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет», в том числе информирование Росфинмониторинга о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, на регулярной основе не осуществлялась.
Также материалы дела не содержат данных о том, что в установленном законом порядке деятельность юридического лица была приостановлена, прекращена либо из ЕГРЮЛ был исключен вид деятельности, при которой необходима постановка на учет в Росфинмониторинге.
Таким образом, ФИО1, являясь директором ООО «Контракт», ненадлежащим образом выполнила свои служебные обязанности по соблюдению требований Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, в связи с чем в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ и примечаний к ней подлежит административной ответственности как должностное лицо.
Выводы должностных лиц административного органа и судьи районного суда о виновности директора ООО «Контракт» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, являются обоснованными.
Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица судьи соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, согласно санкции части 1 статьи 15.27 данного Кодекса в минимальном размере.
Последующее устранение нарушений (получение ЭФП) не является основанием для освобождения от административной ответственности.
По существу доводы жалобы, в том числе об изменении назначенного административного наказания на предупреждение и признании совершенного деяния малозначительным, повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу в отношении директора ООО «Контракт» ФИО1 актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 19 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 — без удовлетворения.
Судья