судья - Ахметов Р.М.
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск дело № 7-455/2020 12 августа 2020 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе председателя ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» ФИО2 на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 23 июня 2020 года, которым жалоба представителя ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» ФИО2 – удовлетворена частично: постановление старшего государственного инспектора отдела ГКНО ВБР и СО по ХМАО-Югре ФИО3 от 16 марта 2020 года о привлечении юридического лица - ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей – изменено в части наказания - снижен размер штрафа по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, а в остальной части постановление оставлено без изменения,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела ГКНО ВБР и СО по ХМАО-Югре ФИО3 от 16.03.2020 Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Волк» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей за то, что (дата) в * часов ** минута, находясь по адресу: (адрес) (место регистрации ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк»), не предоставило в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов по состоянию на 20.01.2020 года, что является нарушением п. «б» ст. 47.3 Правил рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 № 402.
Не согласившись с вынесенным постановлением надзорного органа, председатель ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» ФИО2 подала жалобу в суд первой инстанции.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 23 июня 2020 года жалоба представителя ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» ФИО2 – удовлетворена частично: постановление старшего государственного инспектора отдела ГКНО ВБР и СО по ХМАО-Югре ФИО3 от 16 марта 2020 года о привлечении юридического лица - ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ к штрафу в размере 100 000 рублей – изменено в части наказания - снижен размер штрафа по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, а в остальной части постановление оставлено без изменения.
Председатель ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» ФИО2 обратилась в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с жалобой, в которой просит решение суда отменить, а производство по делу прекратить за малозначительностью правонарушения, мотивируя жалобу тем, что Община в 2019 году добычу (вылов) водных биологических ресурсов - рыболовство в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности не осуществляло; вместе с тем, 16.01.2020 года на электронный адрес Община своевременно отправила отчет о добыче (вылову) в порядке традиционного рыболовства за 2019 год, в котором отражены нулевые показатели добытой (выловленной) рыбы. С учетом данных обстоятельств считают правонарушение малозначительным.
В судебном заседании председатель ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, суд приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и постановления должностного лица с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Так, Родовая община коренных малочисленных народов Севера «Волк» привлечена к ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, которое выразилось в несвоевременном представлении в надзорный орган сведений о добытых водных биоресурсах за 2019 год.
Однако, выводы должностного лица административного органа и суда первой инстанции о наличии при указанных обстоятельствах в действиях Общины правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Так, ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство.
При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", рыболовство – это деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
При этом по смыслу закона, к нарушениям правил осуществления рыболовства могут быть отнесены нарушения, связанные именно с процессом осуществления рыболовства, например: добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства); нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением; несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства); осуществление рыболовства при отсутствии на судне специальных средств технического контроля, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) других технических средств контроля, когда оснащение судна такими средствами является обязательным; отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных отчетных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов.
Учет вылавливаемых биоресурсов при непосредственном осуществлении лова рыбы, является обязательным и образует объективную сторону ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ, однако несвоевременное представление отчетных сведений о выловленных в течение года биоресурсах в надзорный орган, не относится к данным действиям и соответственно не может образовывать объективную сторону ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Учитывая особенности родового объекта административных правонарушений, объединённых в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и имеющих своей целью охрану окружающей среды и природопользования, видовым объектом административно-противоправного посягательства, за которое частью 2 статьи 8.37 данного Кодекса предусмотрена административная ответственность, являются общественные отношения, связанные непосредственно с добычей рыбных биоресурсов, которым вследствие нарушения рыболовом правил рыболовства, причиняется какой-либо вред либо имеется потенциальная опасность причинения такого вреда. Вследствие этого не любое нарушение норм, регламентированных в Правилах рыболовства, влечёт наступление административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а только то, которое непосредственно несёт угрозу в виде причинения (возможности причинения) вреда водным биоресурсам при их добыче.
Несвоевременное исполнение обязанности рыбодобывающими субъектами предоставлять в уполномоченные органы отчёты о выловленных за год биоресурсах, само по себе не даёт оснований для вывода о причинении (об угрозе причинения) вреда водной экосистеме, но может свидетельствовать о нарушении общественных отношений в сфере порядка управления.
Административная ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) вышеуказанных сведений (информации) в надзирающий, контролирующий госудасртвенный орган установлена специальной нормой – статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях.
Таким образом, непредоставление (несвоевременное предоставление) в установленном порядке в уполномоченные органы рыбодобывающим субъектом отчётов о выловленных биоресурсах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но может, при наличии к тому оснований, повлечь административную ответственность по статье 19.7 того же Кодекса.
Вместе с тем по настоящему делу не имеется правовых оснований для обсуждения вопроса о виновности Общины в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как установленный частью 1 статьи 4.5 упомянутого Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности за это правонарушение истёк.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ влекут отмену постановления должностного лица административного органа и суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 23 июня 2020 года в отношении юридического лица - ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ – отменить.
Постановление по делу об административном правонарушении № Х01-30/2020-36, вынесенное 16 марта 2020 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Нижнеобского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 о назначении административного наказания по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ юридическому лицу - ФИО1 общине коренных малочисленных народов Севера «Волк» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - ФИО1 общины коренных малочисленных народов Севера «Волк» – прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры А.В. Толстогузов