Судья Бракар Г.Г. Дело № 7-457-2017
Р Е Ш Е Н И Е
01 августа 2017 г. г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Варюшкиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Кей Си Групп» ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2017 г., которым постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 21 апреля 2017 года о привлечении АО «Кей Си Групп» к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения.
Заслушав защитников лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, ФИО2, должностное лицо, вынесшее постановление ФИО3, его представителя ФИО4, судья
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 21 апреля 2017 года АО «Кей Си Групп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением, АО «Кей Си Групп» обратилось с жалобой в Центральный районный суд г. Новосибирска, считая его незаконным и необоснованным.
Решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба АО «Кей Си Групп» – без удовлетворения.
С указанным решением не согласился защитник АО «Кей Си Групп» и обратился с жалобой в порядке ст.30.9 КоАП РФ в Новосибирский областной суд. В жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2017 и вынесении нового судебного акта об отмене постановления должностного лица от 21 апреля 2017 и прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указано, что АО «Кей Си Групп» не осуществляет основной вид деятельности в арендованных складских помещениях и офисном помещении, расположенных по адресу: <адрес>
Отходы, которые могут образоваться в процессе деятельности АО «Кей Си Групп» являются офисным мусором, мусором и сметом от складских помещений, отходами, образующимися в результате обслуживания транспортного средства.
В ходе проверки, проведенной должностным лицом Департамента, отходы фактически не обнаружены. Количество отходов определено должностным лицом по Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления.
В жалобе указано, что помещение арендовано АО «Кей Си Групп» у ООО «Легмаш». В соответствии с договором аренды, арендодатель самостоятельно осуществляет уборку помещений, является собственником отходов, осуществляет все необходимые платежи, представляет отчеты.
Т.о. АО «Кей Си Групп» не ведет деятельность по обращению с отходами.
Транспортные средства, которые числятся на балансе АО «Кей Си Групп» переданы им в аренду третьим лицам. По условиям договоров аренды, арендаторы самостоятельно осуществляют эксплуатацию, ремонт, содержание автомобилей.
По мнению заявителя, имеющийся у АО «Кей Си Групп» расход топлива, факт эксплуатации автомобилей обществом не подтверждает.
По договорам аренды транспортных средств АО «Кей Си Групп» предоставляет арендаторам возможность приобретения бензина по своим топливным каратам с последующим возмещением его стоимости. Автомобиль <данные изъяты> г/н № не эксплуатируется в связи с его повреждением, что подтверждено актом экспертизы о стоимости ремонта.
Договоры аренды, заключение экспертизы не были представлены должностному лицу, при проведении проверки, т.к. должностным лицом, указанные документы, запрошены не были. Перечень документов, который АО «Кей Си Групп» следовало представить, отражен в приказе о проведении проверки.
Из извещения о явке представителя для составления протокола об административном правонарушении следовало, что должностное лицо уже усматривает в действиях АО «Кей Си Групп» признаки состава правонарушения, следовательно, АО «Кей Си Групп» было лишено возможности представить документы при составлении протокола.
Жалоба подана в установленные ст.30.3 КоАП РФ сроки, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
В силу статьи 1 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В соответствии с частями 1-3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения впорядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренныйстатьей 20настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.Порядокпаспортизации отходов и типовыеформыпаспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленныхзаконодательствомРоссийской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
В силу статьи 19 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета; а также представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как следует из материалов дела, 20.02.2017, 22.03. на основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 18.01.2017 №40 проведена плановая выездная проверка с целью соблюдения требований законодательства по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений в сфере охраны окружающей среды в отношении АО «Кей Си Групп».
Проверкой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности АО «Кей Си Групп» по адресу: <адрес> образуются отходы I-IV класса опасности, однако обществом не выполнены требования, предусмотренные статьями 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В рамках проверки выявлено образование следующих отходов:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (73310001724);
- отходы минеральных масел моторных (40611001313);
- отходы минеральных масел трансмиссионных (40615001313);
- фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (92130201523);
- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (92011001532);
- шины пневматические автомобильные отработанные (92111001504);
- обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (91920402604);
- фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные (92130101524);
- тормозные колодки с остатками накладок, не содержащих асбест, отработанные (92031103524);
- мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (73322001724).
В ходе проведения проверки также выявлено:
1. АО «Кей Си Групп» не разработаны, не утверждены и не направлены в Росприроднадзор по СФО паспорта на отходы I-IV классов опасности, чем нарушены п.1, 3 ст.14 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»; Постановление Правительства РФ «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» №712 от 16.08.2013.
2. Не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушены ст.11, п.4 ст.18 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 «об отходах производства и потребления».
3. Не установлены нормативы образования отходов, чем нарушены п.2 ч.3 ст.18 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 «об отходах производства и потребления».
4. Не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по установленной форме, журналы отсутствуют, чем нарушены п.1 ст.19 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказ №721 от 01.09.2011 Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
5. Отсутствует договор со специализированной организацией на утилизацию отработанного масла, фильтров масляных и ветоши загрязненной нефтепродуктами, чем нарушены п.2 ст.11 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пп. 3.8.1, 3.8.3 ТР ТС 030/2012. Таможенного регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 №59.
Постанавливая решение, судья пришел к выводу, что в действиях АО «Кей Си Групп» усматривается состав правонарушения и правильно квалифицированы должностным лицом по ст.8.2 КоАП РФ.
Судья исходил из того, что действия АО «Кей Си Групп» выражаются в несоблюдении требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 14.04.2017, актом проверки №32/1 от 22.03.2017, приказом о проведении проверки №40 от 18.01.2017 и иными материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда являются правильными, основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в жалобе, опровергаются материалами дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской, Федераций предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Кей Си Групп» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
АО «Кей Си Групп» должностным лицом вменяется осуществление обществом хозяйственной деятельности с нарушением законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что АО «Кей Си Групп» с 01.01.2015 года не относилось к субъектам малого и среднего бизнеса, что подтверждается штатным расписанием (количество работающих составляет 16 человек).
Актом проверки от 22.03.2017 №32/1 установлен факт образования отходов в процессе офисной деятельности общества.
Согласно материалам дела, 01.12.2016 между ООО «Легмаш» и АО «Кей Си Групп» заключен договор аренды нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
В процессе эксплуатации обществом офисных помещений образуется мусор от офисных и бытовых помещений, а также эксплуатации нежилых помещений, накапливается в самом помещении в мусорных корзинах.
Таким образом, отходы образуются непосредственно от деятельности самого общества, его работников, от эксплуатации имущества.
Т.о. лицом, образующим отходы является АО «Кей Си Групп».
В соответствии с положениями ст. 14, 18 Федерального от 24.06.1998 №89-ФЗ, обязанности, предусмотренные данными нормами возложены непосредственно на организации, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Довод заявителя о том, что собственником отходов является ООО «Легмаш» не свидетельствует об отсутствии в действиях АО «Кей Си Групп» правонарушения, поскольку именно юридическое лицо, в данном случае АО «Кей Си Групп», в результате осуществления деятельности которого образуются отходы, обязано исполнять требования законодательства при обращении с отходами, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждать нормативы образования отходов и вести учет отходов.
ООО «Легмаш» не обладает возможностью разработать такие нормативы, определить лимиты, поскольку для этого требуется учет штатного состава ООО «Кей Си Групп», характера деятельности и иные сведения, непосредственно относящиеся к ООО «Кей Си Групп».
Нормы законодательства, регулирующие обращение с отходами, прежде всего направлены на сохранение экологического благополучия.
На основании изложенного, совершенное обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что общество не эксплуатирует находящееся на балансе транспортные средства, т.к. они переданы во владение и пользование третьим лицам на основании договоров аренды, является необоснованным, поскольку договор аренды транспортного средства <данные изъяты> г/н №, в материалы дела не представлен.
Таким образом, материалами дела установлен и подтвержден факт осуществления АО «Кей Си Групп» хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований действующего законодательства в силу каких-либо обстоятельств, суду не представлено.
Вопреки доводам заявителя о том, что при проведении проверки должностным лицом не запрошены документы, является несостоятельным, поскольку в Приказе о проведении проверки №40 от 18.01.2017 содержится перечень документом, подлежащих представлению обществом должностному лицу, в том числе документов в области обращения с отходами производства и потребления. Кроме того общество не лишено было возможности давать объяснения по делу, представлять доказательства доводов, приведенных в объяснении.
Таким образом, допущенное обществом нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
АО «Кей Си Групп», являясь юридическим лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы, а также участником правоотношений в области охраны окружающей среды принимает на себя обязательства по неукоснительному соблюдению норм действующего законодательства. Следовательно, общество несет ответственность за неисполнение указанного законодательства. В этой связи у общества возникает обязанность разработать, утвердить норматив образования отходов и лимиты на их размещение. Прихожу к выводу, что АО «Кей Си Групп» является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Обстоятельств, освобождающих общество от исполнения такой обязанности, материалы дела не содержат.
Таким образом, прихожу к выводу о том, что решение вынесено судом с соблюдением установленных законом требований.
На основании изложенного, считаю, что действия АО «Кей Си Групп» правильно квалифицированы должностным лицом по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте. Выводы должностного лица, судьи районного суда о виновности АО «Кей Си Групп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства об отходах производства и потребления и совокупности, собранных по делу доказательств. Оснований не доверять у суда не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу решения не является.
Постановление о привлечении АО «Кей Си Групп» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, уполномоченным должностным лицом.
Административное наказание назначено АО «Кей Си Групп» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены и изменения решения судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2017, основанного на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 июня 2017 года, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Новосибирской области от 21 апреля 2017 года о привлечении АО «Кей Си Групп» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника АО «Кей Си Групп» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья «подпись» Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7-457-2017
Судья-