судья ФИО4 дело № 7-460/2017
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 22 декабря 2017 года
Судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Зыбельт Д. Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью « Лукойл - Астраханьэнерго » на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 ноября 2017 года, состоявшегося по жалобе Общества с ограниченной ответственностью « Лукойл - Астраханьэнерго » на постановление Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 6 сентября 2017 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью « Лукойл – Астраханьэнерго » по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 6 сентября 2017 года ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 ноября 2017 года постановление административного органа от 6 сентября 2017 года, остановлено без изменения, жалоба ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » - без удовлетворения.
В жалобе ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » просит отменить постановление административного органа, решение районного суда, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения. По мнению заявителя, выводы суда о его виновности в совершении правонарушения необоснованны, модернизация противофильтрационного экрана по дну и откосам карт пруда-испарителя является капитальным ремонтом и не требует обязательного положительного заключения государственной экологической экспертизы. Указывает, что проект « Можернизация АГРЭС » не предусматривает новую технологию, использование которой могло бы оказать воздействие на окружающую среду.
Представитель ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Часть 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Материалами дела установлено, что в связи с обращением граждан по факту загрязнения атмосферного воздуха угольной золой, в результате осуществления ее перегрузки на площадке, расположенной по адресным ориентирам: <адрес> 12 июля 2017 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведен рейдовый осмотр, в ходе которого обнаружена площадка и пруд-испаритель для размещения минерализованных сточных вод в результате эксплуатации ПГУ-110.
Согласно представленной обществом проектной документации, в декабре 2016 года разработан проект по модернизации АГРЭС по <адрес> в части прудов - испарителей и очистных сооружений. Модернизация представляет собой, в том числе выемку грунта и досыпку привозным грунтом, устройство противофильтрационного экрана на дно и откосы пруда, устройство защитного слоя из грунта выемки с добавкой привозного грунта, строительство подающего трубопровода с сооружениями. Учитывая, что при осуществлении модернизации пруда-испарителя предусмотрено устройство противофильтрационного экрана, вода будет испаряться, а не поступать в почву.
Согласно Договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, № 99 - з от 1 июня 2012 года с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, юридическому лицу ООО « ЛУКОЙЛ — Астраханьэнерго » передается в аренду на 25 лет земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу; <адрес> На данном земельном участке расположена производственная площадка - пруд-испаритель для размещения минерализованных сточных вод, образованный в результате эксплуатации ПГУ-110, ранее являющийся золоотвалом.
Управлением Росприроднадзора по Астраханской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » возбуждено дело об административном правонарушении по признакам наличия в его действиях (бездействиях) состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с проведением административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, что ООО « ЛУКОЙЛ — Астраханьэнерго » в связи с изменением технологических процессов в результате ввода в эксплуатацию ПГУ-110, а также неудовлетворительного состояния золоотвала, в 2013 году разработан проект « Реконструкция золоотвала Астраханской ГРЭС ».
Согласно вышеуказанной проектной документации от 2013 года золоотвал Астраханской ГРЭС являлся площадкой для размещения золошлаков, образовавшихся при сжигании угля, на котором размещено 61 т. отходов золошлаков, однако после реконструкции данный золоотвал предполагалось использовать как пруд накопитель — испаритель для минерализованных сточных вод, образующихся в результате технологического процесса использования ПГУ -110, а размещенные отходы золошлаков использовать в качестве наполнителя при формировании рельефа территории под вышеуказанные пруды испарители.
ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » представлен протокол биотестирования отхода № 169 от 23 октября 2013 года, согласно которому золошлаки от сжигания углей на золоотвале ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » являются отходом и относятся к V классу опасности.
В связи с тем, что проект « Реконструкция золоотвала Астраханской ГРЭС » от 2013 года получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное Приказом от 26 ноября 2013 года № 1669, ООО « ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго» в декабре 2016 года разработан проект « Модернизации АГРЭС в части прудов-испарителей-очистных сооружений » от 2016 года, а объект размещения отходов золоотвал переименован в соответствии с Приказом от 1 декабря 2015 года № 371 в пруд-испаритель АГРЭС.
Согласно проектной документации: « Модернизация АГРЭС по <адрес> в части прудов-испарителей и очистных сооружений » досыпка существующих дамб и отсыпка новой разделительной предусмотрены грунтом, совместно с находящимися там отходами золошлаков угольной золы, собственной выемки с карт золоотвала и привозным грунтом из карьера.
По мнению государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Астраханской области ООО « ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго» допустило нарушения действующего законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Управления Росприроднадзора по Астраханской области пришел к выводу о виновности ООО «ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго» и квалифицировал его действия по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 ноября 2017 года постановление административного органа от 6 сентября 2017 года, остановлено без изменения, жалоба ООО « ЛУКОЙЛ- Астраханьэнерго» - без удовлетворения.
Однако, приведенные судом второй инстанции доказательства не подтверждают объективной стороны административного правонарушения.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в несоблюденииза невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, т.е. является отсылочной к законодательно установленным требованиям об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд не принял во внимание, что согласно проектной документации, при проведении работ по модернизации пруда - испарителя все проектные решения, геометрические размеры, высотные отметки основных элементов, конструкции сооружения не меняются.
Модернизация заключается в устройстве протифильтрационного экрана по дну и откосам карт пруда-испарителя. Технологическая схема включает в себя укрепление уже существующего дна и откосов без нарушения его целостности. Какая-либо замена составных частей пруда, как ее части не производится. Работы по укреплению дна не изменяют назначение и улучшают показатели пруда как объекта в целом, поскольку производиться противофильтрационное устройство взамен устаревшего.
Изменение размеров части дна и дамбы в связи с проводимой модернизацией, не повлияет на назначение, функциональность, конструктивные характеристики пруда - испарителя как элемента технологического процесса ПГУ-110, не превышает параметры разрешенного строительства.
Таким образом, в силу действующих норм законодательства у Общества отсутствовала обязанность получения разрешения на строительство и проведения государственной и экологической экспертизы проектной документации спорного объекта недвижимости.
Кроме того, техническим проектом Астраханской ГРЭС от 1973 года уже был предусмотрен сброс от осветлителей и механических фильтров ХВО, предпусковой и эксплуатационной кислотной промывки котлов на золоотвал.
Таким образом, причастность ООО « ЛУКОЙЛ - Астраханьэнерго» к данному правонарушению, предусмотренному частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлена, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 6 сентября 2017 года, решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 ноября 2017 года подлежат отмене, производство по делу в отношении ООО « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению в соответствии с требованиями пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области Управления Росприроднадзора по Астраханской области от 6 сентября 2017 года, решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 21 ноября 2017 года - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью « ЛУКОЙЛ – Астраханьэнерго » по части 1 статьей 8. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Астраханского
областного суда Г. В. Баранов