ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-461 от 13.08.2021 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 7-461 судья Моисеева О.В.

РЕШЕНИЕ

13 августа 2021 года г.Тула, пр.Ленина, д.45

Судья Тульского областного суда Ретинский Д.А.,

при секретаре Павловой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Торговый Комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова М.Ю. на постановление судьи Донского городского суда Тульской области от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,

установил:

постановлением судьи Донского городского суда Тульской области от 17 июня 2021 года ООО «Торговый Комплекс Донской Универсальный Магазин» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, директор ООО «Торговый Комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова М.Ю. просит постановление судьи городского суда от 17 июня 2021 года отменить производство по делу об административном правонарушении прекратить, приводя доводы об его незаконности.

Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Таким образом, лица, являющиеся участниками по делу об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.

Присутствие лиц, являющихся участниками по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если эти лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Представитель Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сокол Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, представила в суд ходатайство с просьбой отложить рассмотрение жалобы в связи с невозможностью явки в судебное заседание.

Судья, с учетом положений ч. 2 ст. 24.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, полагает необходимым оказать в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения жалобы и считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Новомосковского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности Сокол Е.А., признав причины неявки последней в судебное заседание неуважительными.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Потапова М.Ю., изучив доводы жалобы, судья Тульского областного суда приходит к следующему.

Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

На основании ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия признаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

Главным государственным санитарным врачом РФ принято постановление от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в подп.1.1 и 1.2 п.1 которого определено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Постановлением правительства Тульской области от 16 марта 2020 года №112 «О введении режима повышенной готовности», в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подп. «б» п.6 ст.4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года №5, Законом Тульской области от 2 февраля 1998 года №75-ЗТО «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области», Законом Тульской области от 1 апреля 2014 года №2074-ЗТО «Об охране здоровья граждан в Тульской области», Постановлением администрации Тульской области от 13 апреля 2004 года №213 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тульской области», на территории Тульской области введен режим повышенной готовности с 18.00 часов 16 марта 2020 года.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2005, № 39, ст. 3953 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (приложение).

Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

В силу Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 63 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 (вместе с «СП 3.1.2.3117-13…») 9.8. Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта).

В соответствии с п. 9.9 СП 3.1.2.3117-13 организациями обеспечивается: проведение комплекса работ по недопущению переохлаждения лиц, работающих на открытом воздухе в зимний период; выполнение мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ.

Согласно п. 12.2 СП 3.1.2.3117-13 неспецифическая профилактика гриппа и ОРВИ включает: экстренную профилактику, проводимую в начале эпидемического подъема заболеваемости или в эпидемическом очаге (внутриочаговая профилактика) с применением противовирусных химиопрепаратов, интерферонов и быстродействующих индукторов эндогенного интерферона, обладающих немедленным эффектом; сезонную профилактику, проводимую в предэпидемический период, с применением иммунокоррегирующих препаратов курсами разной продолжительности; санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия.

Согласно п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).

01 июня 2020 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным врачом РФ утверждены методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции в предприятиях торговли».

Согласно п. 2.2, 2.3 МР работодателям предписано организовать и осуществить оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общественного пользования, местах приема пищи, соблюдение мер личной гигиены сотрудниками предприятия торговли. Обеспечение персонала запасом одноразовых или многоразовых со сменными фильтрами масок (исходя их продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, сменных фильтров – в соответствии с инструкцией) для использования их при работе с посетителями, а также дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 11 декабря 2020 года № 6 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 23 ноября 2020 года № 5 «О дополнительных мерах недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области» руководителям предприятий торговли, площадью свыше 800 кв.м торговых и торгово-развлекательных центров и организаций, осуществляющих деятельность в торговых и торгово-развлекательных центрах предписано осуществлять дезинфекцию с увеличенной кратностью обработки каждые 2 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д. (п. 1.2); выделить дополнительный персонал для контроля выполнения эпидемиологических требований в торговом зале и на кассах (п. 1.5).

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» расположено по адресу: <...>. Здание торгового комплекса имеет площадь 800 кв.м.

Из учредительных документов ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин», выписки из ЕГРЮЛ следует, что основными целями деятельности Общества, в том числе, является организация и осуществление оптовой, розничной, комиссионной торговли, предоставление бытовых услуг населению, сдача в наем недвижимого имущества, деятельность ресторанов и кафе.

<...> в период времени с <...> часов <...> минут по <...> часов <...> минут в ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин», расположенный по адресу: <...>, в нарушение законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не в полном объеме выполнило санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия в период осуществления на территории Тульской области ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции, а именно: не в полном объеме организован дезинфекционный режим, не соблюдается кратность обработки контактных поверхностей, в месте общественного пользования (туалет) отсутствуют кожные антисептики для обработки рук, не организован централизованный сбор использованных одноразовых масок, отсутствуют контейнеры для их сбора, маски герметически не упаковываются, не проводится дезинфекция уборочного инвентаря, не ведется журнал-график проведения генеральных уборок, отсутствуют дезинфицирующие средства и инструкции к ним; для уборки торговых залов уборочный инвентарь, храниться совместно с уборочным инвентарем для туалета, отсутствует маркировка на уборочном инвентаре, что является нарушением п. 1 ст. 2, ст. 10, п. 3 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ; п. 4.4 ССП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции»; п.п. 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций»; п. 1.3, п. 2.1, п. 2.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; п.п. 2.2, 2.3 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-2019 в предприятиях торговли», п.п. 1.2, 15 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 11 декабря 2020 года № 6 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 23 ноября 2020 года № 5 «О дополнительных мерах недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области»; 5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-2019 в предприятиях торговли.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от <...><...>; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от <...><...> с фототаблицей к нему; протоколом о временном запрете деятельности от <...><...> и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

То обстоятельство, что ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вытекает из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

В ходе рассмотрения дела судьей городского суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом, наделенным правом составлять протоколы об административных правонарушений в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ, сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в нем отражены, событие административного правонарушения описано с достаточной полнотой.

Доводы жалобы законного представителя ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова М.Ю. о допущенных должностным лицом нарушениях требований статьи 27.8 КоАП РФ при составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 июня 2021 года не основаны на положениях КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 июня 2021 года осмотр проведен с участием законного представителя ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова М.Ю., в присутствии понятых <...> и <...>, о чем имеются их подписи, что согласуется с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, из содержания данного протокола следует, что он не является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен в связи с непосредственным обнаружением уполномоченным должностным лицом признаков административного правонарушения, что в силу ст. 28.1 КоАП РФ является достаточным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, и представляет собой акт осмотра, проведенного <...> в <...> часов <...> минут по адресу: <...>, в ООО «Донской Универсальный магазин», с фотоматериалом, зафиксировавшим вышеуказанные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, доказательства оформлены должностным лицом административного органа в рамках выполнения им своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, касающихся обязательного проведения и выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, за нарушение и (или) несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность. Доказательств невозможности соблюдения указанных правил и норм, направленных на предотвращение распространения на территории Тульской области новой коронавирусной инфекции по не зависящим от него причинам, обществом не представлено.

При рассмотрении настоящего дела обстоятельства, имеющие правовое значение, судьей городского суда установлены на основании представленных в дело доказательств, оценка которым дана с учетом требований КоАП РФ. Приведенные в поданной жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных на их совокупности фактических обстоятельств дела, а также несогласие с толкованием судьей городского суда норм КоАП РФ и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует о том, что судьей городского суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.

ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин», являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, допустив игнорирование императивных правил, направленных на предотвращение распространения на территории Тульской области новой коронавирусной инфекции, общество не выполнило возложенные на него обязанности, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности. При этом, наличие факта нахождения общества в гражданско-правовых отношениях, в связи с заключенными договорами аренды части проверяемых помещений, основанием для освобождения общества от исполнения императивных требований действующего законодательства при осуществлении деятельность в период действия режима повышенной готовности, не является; характер взаимоотношений между сторонами данного гражданско-правового соглашения, являясь по своей правовой природе частно-правовым, не может, сам по себе, быть условием освобождения общества от исполнения обязательств, направленных на обеспечение публичного правопорядка и охрану законных интересов неопределенного круга лиц.

Утверждение законного представителя ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова М.Ю. о том, что судьей городского суда не было уведомлено Общество о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, отклоняется.

Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

На основании ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считается полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из системного анализа приведенных норм следует, что о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо должно извещаться по адресу местонахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения ООО «Торговый Комплекс Донской Универсальный Магазин»: <...>, законным представителем является генеральный директор Потапов М.Ю.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.

Поскольку по дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ рассматривается в сокращенные сроки (в данном случае не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности юридического лица), то в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях извещение участников процесса может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, поскольку КоАП РФ не содержит каких либо ограничений, связанных с извещением сторон.

Из имеющегося в материалах дела акта от <...> составленного младшим СП по ОУПДС старшим прапорщиком внутренней службы <...> и помощником судьи Донского городского суда Тульской области <...>, следует, что <...> в <...> часов <...> минут они прибыли по адресу: <...> в здание ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» с целью извещения директора магазина Потапова Ю.М. о дате судебного заседания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Общества. В указанное время магазин ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» функционировал, отделы были открыты и беспрепятственно работали, несмотря на протокол о временном запрете деятельности. Директор Потапов Ю.М. на рабочем месте отсутствовал. На звонок сотрудника суда, осуществленному по номеру телефона <...> в <...> часов <...> минут трубку не поднял, при этом на СМС-сообщение одного из продавцов магазина детской одежды, расположенного в цокольном этаже универмага, директор ответил в СМС сообщении, переписка была передана помощнику судьи и приобщена к материалам дела.

Учитывая статус Потапова Ю.М., обеспечение своевременного ознакомления с поступающей в адрес юридического лица корреспонденции находится в его зоне ответственности.

При таких обстоятельствах у судьи городского суда в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ имелись правовые основания для рассмотрения дела в отсутствие законного представителя ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова Ю.М., учитывая сокращенный срок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кроме того, как следует из материалов дела законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Потапов Ю.М. о наличии производства по совершенному Обществом правонарушении знал, не был лишен возможности самостоятельно узнать о времени и месте судебного заседания посредством обращения в Донской городской суд Тульской области, а также путем использования сети «Интернет», поскольку информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте городского суда и является общедоступной, и направить в судебное заседание защитника.

При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение постановления, допущено не было.

Административное наказание ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, имущественного и финансового положения юридического лица, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь отмену обжалуемого акта, не имеется. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление судьи Донского городского суда Тульской области от 17 июня 2021 года, вынесенное в отношении ООО «Торговый комплекс Донской Универсальный Магазин» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора ООО «Торговый Комплекс Донской Универсальный Магазин» Потапова М.Ю. – без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: