ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-462/18 от 18.07.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Климов Е.Л. Дело №7-462/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Ставрополь 18 июля 2018 года

Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 на решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 №18-0/Ф-093/3 от 06 марта 2018 года директор ООО «Эко-Сити» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе и дополнениях к ней директор ООО «Эко-Сити» ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В возражениях на жалобу государственный инспектор Российской Федерации Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 просит в удовлетворении жалобы директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 отказать, решение судьи районного суда оставить без изменения.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы и дополнений к ней, а также доводы возражений на жалобу, выслушав пояснения представителей директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые поддержали доводы жалобы и просили ее удовлетворить, выслушав государственного инспектора Российской Федерации Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 01 февраля 2018 года в 11 часов 40 минут на автомобильной дороге село Верхнерусское – хутор Нижнерусский водитель ООО «Эко-Сити» ФИО12 на автомобиле марки «КАМАЗ», государственный регистрационный знак , осуществлял перевозку твердых коммунальных отходов без установленного специального знака, а также без документов для транспортирования и передачи отходов с указанием количества, цели и места назначения их транспортирования.

Данные обстоятельства прослужили основанием для привлечения директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев жалобу директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 на постановление о привлечении к административной ответственности, судья районного суда не усмотрел оснований для его отмены, посчитав, что выводы о виновности директора общества в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях действующего законодательства об охране окружающей среды и совокупности собранных по делу доказательств.

Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении законность привлечения директора ООО «Эко-Сити» к административной ответственности судьей районного суда надлежащим образом проверена не была.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу – начальника Ставропольского территориального отдела ФИО6 №150 от 30 января 2018 года в границах хутора Нижнерусского Ставропольского края в период с 01 февраля 2018 года по 07 февраля 2018 года были проведены надзорные мероприятия с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии с прилагаемым плановым (рейдовым) заданием.

01 февраля 2018 года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования в отношении ООО «Эко-Сити».

07 февраля 2018 года государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 был составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований 18-150/РП/1, из которого следует, что в ходе проведения надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию твердых коммунальных отходов установлено, что 01 февраля 2018 года в 11 часов 40 минут по адресу: Ставропольский край, дорога село Верхнерусское – хутор Нижнерусский (координаты N 45° 08; 09°; Е 41° 57 х 38°) водитель ООО «Эко-Сити» ФИО11 на автомобиле КАМАЗ с государственным номером осуществлял перевозку твердых коммунальных отходов без установленного на транспортном средстве специального знака, а также без соответствующей документации для транспортирования и передачи отходов.

В ходе осмотра были проведены отборы проб находящихся в транспортном средстве отходов, что подтверждается протоколом взятия проб и образцов №18-0/Ф/32/2 от 01 февраля 2018 года. В рамках административного расследования назначена экспертиза, которой установлено, что отходы относятся к V классу опасности.

Как видно из материалов дела, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по итогам проведения рейдового осмотра 01 марта 2018 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в период с 01 февраля 2018 года по 06 марта 2017 года осуществлялась деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений ООО «Эко-Сити» обязательных требований, установленных законодательством.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что имело место проведение проверки. Так, нарушение требований законодательства, зафиксированное в протоколе об административном правонарушении, выявлено при проведении рейдового осмотра должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, то есть в результате проведения мероприятий по контролю, перечень которых изложен в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ.

В силу требований статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Приведенные положения части 12 статьи 10, статьи 13.2 названного закона предусматривают, что при выявлении нарушений обязательных требований, которые могут свидетельствовать о совершении административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении (составлению протокола об административном правонарушении) предшествует внеплановая проверка.

Процедура проведения внеплановой проверки, в том числе ее согласование с прокуратурой, создает условия для реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем права на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), по итогам проверки составляется акт о проверке, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении, подлежащий вручению проверяемому лицу, кроме того, в ходе проверки реализуются иные предусмотренные законом гарантии прав последнего.

Как следует из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01 февраля 2018 года поводом к возбуждению дела в отношении общества послужило непосредственное обнаружение в ходе проведения рейдового осмотра должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, в ходе производства по делу административным органом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, документы, полученные по результатам проведенной в отношении ООО «Эко-Сити» проверки с нарушением требований закона, неправомерно использованы в качестве доказательств виновности директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения.

Кроме того, судьей районного суда не приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года №272, установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В к ДОПОГ/ADR «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №641» установлен запрет транспортирования веществ, отнесенных ДОЛОГ к опасным грузам, в составе или под видом твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что по результатам исследования проб перевозимых обществом отходов установлено, что данные отходы относятся к V классу опасности, при этом доказательств того, что указанные отходы представляют опасность для здоровья населения или для окружающей среды, в материалах дела не представлено.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

Требования, касающиеся конструкции транспортных средств и их допущения к перевозке опасных грузов, установлены частью 9 приложения В к ДОПОГ.

В соответствии с пунктом 9.1.3 приложения В к ДОПОГ установлена необходимость получения в органах внутренних дел свидетельства о допущении к перевозке на каждое транспортное средство, которое успешно прошло технический осмотр или на которое была выдана декларация о соответствии требованиям глав 9,1 и 9.2 приложения В к ДОПОГ.

Кроме того, пунктом 8.2.1 Приложения А к ДОПОГ предусмотрено, что водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов.

Учитывая изложенное, при отсутствии документального подтверждения об отнесении твердых бытовых (коммунальных) отходов к веществам, опасным для окружающей среды, и их классификации в соответствии с вышеуказанными пунктами ДОПОГ, выданного компетентным органом, требования ДОЛОГ, в том числе по маркировке транспортных средств соответствующими знаками, на перевозчиков данных отходов не распространяются.

Кроме того, классификация опасности отходов, установленная статьей 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не совпадает с классификацией опасных грузов, предусмотренной ДОПОГ.

В связи с этим твердые коммунальные отходы, перевозимые мусоровозами, крупногабаритные отходы, перевозимые бункеровозами, не относятся к опасным грузам, а указанные транспортные средства не являются транспортными средствами, специально оборудованными для перевозки опасных грузов.

С учетом изложенного постановление должностного лица и судебный акт, принятые по настоящему делу об административном правонарушении, законными признаны быть не могут.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку в действиях директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление государственного инспектора Российской Федерации Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 №18-0/Ф-093/3 от 06 марта 2018 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 №18-0/Ф-093/3 от 06 марта 2018 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 15 мая 2018 года, вынесенные в отношении директора ООО «Эко-Сити» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В.