ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-464/20 от 15.07.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Шереметьева И.А. 7-464/2020

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
ФИО1 на решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – УФАС по СК) ФИО1 от 23.12.2019 № 176 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении старшего бухгалтера муниципального казенного учреждения культуры муниципального образования Казьминский сельсовет «Культурно-досуговое объединение» ФИО2 в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения (далее – постановление от 23.12.2019).

Решением судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12.02.2020 удовлетворён протест заместителя прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Ивашова А.А., постановление от 23.12.2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в УФАС по СК (далее – решение судьи от 12.02.2020).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, заместитель руководителя УФАС по СК ФИО1 считает решение судьи от 12.02.2020 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства, просит его отменить, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым в удовлетворении протеста прокурора Кочубеевского района на постановление УФАС по СК о прекращении производства по делу об административном правонарушении 026/04/7.30-2295/2019 от 23.12.2019 отказать, указанное постановление оставить без изменения.

Помощником прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Вороняк Д.С. поданы письменные возражения, в которых он выражает несогласие с указанной жалобой, просит оставить решение судьи от 12.02.2020 без изменения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав ведущего специалиста-эксперта Отдела контроля закупок УФАС по СК ФИО3, поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, отменить решение судьи от 12.02.2020, и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым в удовлетворении протеста прокурора Кочубеевского района Ставропольского края отказать, оставив постановление УФАС по СК о прекращении производства по делу без изменения, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Отношения, связанные с размещением заказов для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 2 данной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Из п. 4.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ следует, что порядок подготовки отчета, указанного в ч. 4 вышеназванной статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 238 от 17.03.2015 (далее – Правила № 238), отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единый информационной системе в срок, установленный ч. 4 ст. 30 Закона РФ от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ, и датой составления отчета является дата его размещения в единой информационной системе

В соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на должностных лиц в размере 15000 рублей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Как усматривается из материалов дела, заместителем прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Ивашовым А.А. по результатам рассмотрения материалов проверки, проведенной финансовым управлением администрации Кочубеевского муниципального района в муниципальном казенном учреждении культуры муниципального образования Казьминский сельсовет «Культурно-досуговое объединение» (далее – Учреждение) было установлено нарушение учреждением требований Закона № 44-ФЗ, выразившееся в том, что отчет за 2018 год об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) позже 1 апреля года, следующего за отчетным годом, а именно 13.11.2019 года, после вручения руководителю заказчика акта проверки от 25.10.2019 года.

В протесте на постановление от 23.12.2019 заместитель прокурора Кочубеевского района Ивашов А.А. просил данное постановление отменить как незаконное и необоснованное, и направить дело на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, указав, что в результате изучения прокуратурой Кочубеевского района материалов проверки, проведенной финансовым управлением администрации Кочубеевского муниципального района в муниципальном казенном учреждении культуры муниципального образования Казьминский сельсовет «Культурно-досуговое объединение» установлено, что данное учреждение в нарушение ч.4 и ч. 4.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ разместило в ЕИС в сети Интернет отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2018 год не до 01.04.2019, а только 13.11.2019, после вручения руководителю заказчика акта проверки от 25.10.2019 года. В связи с изложенным прокуратурой района 05.12.2019 в отношении старшего бухгалтера Учреждения ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ – размещение должностным лицом заказчика в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Обосновывая вывод об отсутствии состава правонарушения УФАС по СК указал, что в должностной инструкции ФИО2 отсутствует обязанность составлять и размещать в единой информационной системе отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства. Однако пунктами 17 и 17.5 должностной инструкции старшего бухгалтера Учреждения на ФИО2 возложены обязанности специалиста по закупкам, своевременная и качественная подготовка документов в соответствии с предъявляемыми требованиями. Согласно ч.4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является документом в сфере закупок. По мнению прокурора, отсутствие упоминания в должностной инструкции каждого документа и действия, которые должен готовить и совершать специалист по закупке в ходе проведения закупочных процедур не освобождает его от обязанности их своевременного оформления и совершения. При возбуждении административного дела ФИО2 пояснила, что в ее должностные обязанности входит подготовка и размещение в единой информационной системе документов и отчетов о закупках Учреждения. ФИО2 вину в совершении правонарушения признала, указанный выше отчет своевременно не подготовила, вследствие чего он не был размещен в сети Интернет в установленный законом срок, вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Согласившись с данными доводами протеста, судья районного суда счел возможным его удовлетворить.

Полагаю, что доводы протеста прокурора, с которыми согласился судья районного суда, основаны на неверном толковании норм материального права, носят предположительный характер. Судьёй обстоятельства по делу установлены не в полном объёме, а имеющимся в деле доказательствам не дана надлежащая правовая оценка.

Так, с учетом положений ч.4 и ч.4.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ установлено, что по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 2 данной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС, указанный отчет Учреждение разместило в ЕИС только 13.11.2019 года, что является событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, является должностное лицо, не исполнившее либо не надлежаще исполнившее свои служебные обязанности, а именно не выполнившее требования, установленные п.4 ст. 30 Закона №44-ФЗ.

Из материалов дела об административном правонарушении №026/04/7.30-2295/2019 следует, что Приказом директора муниципального казенного учреждения культуры муниципального образования Казьминский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края «Культурно-досуговое объединение» от 19.12.2016 № 67 утверждены состав контрактной службы и положение о контрактной службе. В соответствии с указанным приказом, в состав контрактной службы входят руководитель контрактной службы – директор Учреждения ФИО4 и член контрактной службы – старший бухгалтер Учреждения ФИО2.

Подпунктом 3 пункта 12 раздела I Положения о контрактной службе муниципального казенного учреждения культуры муниципального образования Казьминский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края «Культурно-досуговое объединение», утвержденного приказом от 19.12.2016 № 67 (далее – Положение) возложена обязанность по составлению и размещению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Пунктами 9,16 Положения установлено, что руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные настоящим Положением функциональные обязанности между работниками.

Однако в соответствии с разделом II Должностной инструкции старшего бухгалтера, утвержденной директором МКУК «КДО» 26.02.2019, и разделом 2 Должностной инструкции сотрудника контрактной службы, утвержденной директором МКУК «КДО» 19.12.2016, на ФИО2 как на должностное лицо обязанность составлять и размещать в ЕИС отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства не установлена.

Доводы заместителя прокурора о том, что пунктами 17 и 17.5, вышеуказанной должностной инструкции ФИО2 выполняет обязанности специалиста по закупкам, и должна своевременна и качественно подготавливать документы в соответствии с предъявляемыми требованиями, не может являться мотивированным, так как данная формулировка инструкции не возлагает на ФИО2 обязанности по подготовке и размещению в ЕИС отчетов об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено неисполнение либо ненадлежащие исполнение им своих служебных обязанностей.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, вынесенное 23.12.2019 года должностным лицом УФАС по СК по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 026/04/7.30-2295/2019 постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях должностного лица – старшего бухгалтера Учреждения состава административного правонарушения является законным и обоснованным.

Учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела, судье районного суда надлежало учесть и дать правовую оценку тому обстоятельству, что ФИО2 не является субъектом административного правонарушения предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, поскольку ее в должностные обязанности не входит размещение отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства.

Оснований для удовлетворения протеста прокурора и отмены постановления от 23.12.2019 с направлением дела на новое рассмотрение в УФАС по СК не имеется.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, решение судьи от 12.02.2020 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем данный процессуальный акт надлежит отменить, а в удовлетворении протеста заместителя прокурора Кочубеевского района Ставропольского края на постановление от 23.12.2019 – отказать.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 – отменить.

В удовлетворении протеста заместителя прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Ивашова А.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 от 23.12.2019 – отказать.

Жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю ФИО1 – удовлетворить.

Судья

Ставропольского краевого суда ФИО5