Судья Шукшин А.В. Дело № 7-464/2016
РЕШЕНИЕ
26 декабря 2016 года г. Томск
Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску Т. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 02 декабря 2016 года, вынесенное в отношении администрации Города Томска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г.Томску от 21.09.2016 № 18810370160060000397 администрация Города Томска привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 02 декабря 2016 года постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи, государственный инспектор отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску Т. подал в Томский областной суд жалобу, в которой, анализируя положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5 ст. 16), Федерального закона от 08.11.2007 № 357-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 6 ст. 3), Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 (ст. 9.1, п. 1.10 ст.40), Регламента работы администрации Города Томска, утв. Распоряжением Мэра Города Томска от 12.12.2005 № р1000 (ст. 1), положения об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска (далее – управление), утв. решением Думы Города Томска от 25.04.2014 № 998, указывает на то, что управление является отраслевым органом администрации Города Томска, предметом деятельности которого является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов, в том числе дорожная деятельность в части ремонта и содержания автомобильных дорог. При этом работы по капитальному ремонту автомобильных дорог не входят в компетенцию управления. Создание отраслевого органа администрации Города Томска не наделяет его полномочиями отвечать за собственника имущества. Со ссылкой на приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 отмечает, что устройство недостающих остановочных и посадочных площадок на автобусных остановках относится к комплексу работ при капитальном ремонте автомобильных дорог.
Из текста решения судьи следует, что предметом судебного разбирательства явилось иное событие административного правонарушения, а именно необеспечение нормативной видимости, что указывает на неполное и невсестороннее изучение материалов дела. В подтверждение своей позиции ссылается на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2015 № 309-АД15-6112. Полагает, что администрацией не были приняты все своевременные и исчерпывающие меры в рамках компетенции по приведению участка автомобильной дороги по /__/ к нормативным требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения, при осуществлении дорожной деятельности в части капитального ремонта и содержания, не были выделены отраслевым органам денежные средства на выполнение соответствующих работ. Просит отменить решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 02 декабря 2016 года.
Законный представитель администрации Города Томска, защитник администрации Города Томска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Определено рассмотреть жалобу в отсутствие названных лиц.
Государственный инспектор отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску Т. доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, проверка доводов жалобы, выступление должностного лица приводят к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Постановлением государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г.Томску от 21.09.2016 № 18810370160060000397 администрация Города Томска привлечена к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за отсутствие линий горизонтальной дорожной разметки, элементов обустройства остановочных пунктов, тротуара; отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих участников дорожного движения об опасности; нарушение размещения элементов обустройства автомобильной дороги на /__/ (на участке от /__/ по /__/).
Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 25.11.2014), уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог (абз. «б» подп. 4 п. 6); в состав мероприятий по содержанию входят также работы по установке недостающих дорожных знаков и барьерных ограждений (подп. 1, 3 п. 10); устройство недостающих остановочных и посадочных площадок на автобусных остановках относится к разновидности работ при капитальном ремонте автомобильных дорог (абз. «в» подп. 4 п. 3).
Город Томск является муниципальным образованием, наделенным законом Томской области статусом городского округа, на территории которого осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 2 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475 (далее – Устав Города Томска).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6, 10, 11, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 11 ч. 1 ст. 13 названного закона).
В соответствии со ст. 14, 15 указанного выше закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Город Томск», наряду с Думой Города Томска, Мэром Города Томска, Счетной палатой Города Томска, входит администрация Города Томска (ст. 25 Устава Города Томска).
Администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и в соответствии с Уставом Города Томска осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа (п. 1 ст. 38, подп. 1.10 п. 1 ст. 40 Устава Города Томска).
Согласно п. 1-4 ст. 39 Устава Города Томска администрация Города Томска формируется Мэром в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Структура (перечень органов) администрации утверждается Думой Города Томска по представлению Мэра. В структуру (перечень органов) администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут быть наделены полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 38 настоящего Устава. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации могут обладать правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов администрации в качестве юридических лиц являются решение Думы об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение по представлению Мэра положения о нем. Органы администрации Города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации.
Решением Думы г. Томска от 30.10.2007 N 683 (ред. от 02.08.2016) "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" утверждены Положение о департаменте капитального строительства администрации Города Томска и Положение об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска.
В соответствии с подп. 1 п. 9, подп. 1, 2 п. 11 Положения об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска предметом его деятельности является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Томск" и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части ремонта и содержания автомобильных дорог). Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска осуществляет функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, в частности осуществляет ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Томск", включая контроль за качеством выполняемых работ, обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования "Город Томск" (разработка схемы организации дорожного движения, устройство, ремонт и содержание элементов обустройства автомобильных дорог).
Согласно подп. 2.1 п. 2, подп. 3.4 п. 3 Положения о департаменте капитального строительства администрации Города Томска предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Томск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог); при осуществлении своих функций Департамент капитального строительства администрации Города Томска выступает в установленном порядке заказчиком (заказчиком-застройщиком) на выполнение изыскательских и научно-исследовательских работ, работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту муниципальных объектов капитального строительства, в том числе объектов внешнего благоустройства, коммунального назначения и инженерной инфраструктуры (автомобильных дорог).
Из анализа приведенных положений нормативно-правовых следует, что вывод суда первой инстанции, согласно которому администрация Города Томска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, является правильным.
С доводом жалобы должностного лица, согласно которому создание отраслевого органа администрации Города Томска не наделяет отраслевой орган полномочиями отвечать за собственника имущества, согласиться нельзя, поскольку приведенный довод не учитывает того обстоятельства, что собственником имущества является не администрация Города Томска, а муниципальное образование «Город Томск», при этом администрация Города Томска в силу Устава Города Томска (подп. 1.1 п. 1 ст. 40) выступает в гражданско-правовых отношениях от имени муниципального образования. Департамент капитального строительства администрации Города Томска и Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска являются отраслевыми (функциональными) органами администрации, которые наделены полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 38 настоящего Устава Города Томска, в том числе по решению вопросов местного значения, связанных с дорожной деятельностью.
Ссылка должностного лица в жалобе на постановление Верховного Суда Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку названное постановление не учитывает конкретные фактические обстоятельства, установленные в ходе производства по настоящему делу.
При таких обстоятельствах оснований, влекущих отмену обжалуемого решения судьи, в жалобе не приведено и при ее рассмотрении не установлено.
Между тем, что касается довода жалобы, согласно которому в тексте решения имеются слова – «необеспечение нормальной видимости», то он сам по себе, без учета полного текста обжалуемого решения, не свидетельствует о неполном и невсестороннем изучении судьей материалов дела, а также не указывает на то, что предметом судебного разбирательства являлось иное событие административного правонарушения. Напротив, из решения судьи от 02 декабря 2016 года следует, что судом была разрешена жалоба защитника администрации Города Томска ФИО1 на постановление государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску от 21.09.2016 № 18810370160060000397. Содержащиеся в тексте решения слова – «необеспечение нормальной видимости» являются очевидной технической ошибкой, не оспаривающей по существу выводы суда первой инстанции. Названные слова подлежат исключению из мотивировочной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Томского областного суда
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 02 декабря 2016 года, вынесенное в отношении администрации Города Томска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из мотивировочной части решения слова – «необеспечение нормальной видимости».
В остальном решение оставить без изменения, жалобу государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А. Цой