ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-466/17 от 18.09.2017 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Пескишев Д.Н. Дело № 7-466/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Сентякова Наталья Николаевна,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 18 сентября 2017 года жалобу ФИО1, представляющего интересы Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» на решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 9 августа 2017 года, которым оставлено без изменения постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Увинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по УР от 2 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Администрации муниципального образования «Сюмсинский район»,

установила:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Увинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по УР от 2 июня 2017 года Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» (далее по тексту – Администрация) привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 9 августа 2017 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе ФИО1, представляющий интересы Администрации, просит отменить постановление начальника отдела – старшего судебного пристава решение судьи, производство по делу прекратить. При этом ссылается на то обстоятельство, что Администрация по объективным причинам не могла в срок исполнить решение суда. Бюджет МО «Сюмсинский район» является дотационным, собственными средствами Администрация не располагает. Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2017 года.

Выслушав ФИО1, поддержавшего доводы и требования жалобы, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу, что оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не имеется.

Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Исходя из статьи 6 Федерального закона т 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»), в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В силу статей 105, 113 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах»).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 31 августа 2011 года на основании исполнительного листа, выданного 26 августа 2011 года Сюмсинским районным судом Удмуртской Республики судебным приставом исполнителем в отношении должника Администрации муниципального образования «Сюмсинский район» возбуждено исполнительное производство. Предмет исполнения: обязать Администрацию провести капитальный ремонт дома № <данные изъяты> с выполнением следующих работ: произвести замену систем центрального отопление, холодного водоснабжения с применением трубопроводов из металлопластика, произвести замену системы канализации; произвести ремонт фасада, стыков элементов конструкции наружных стен дома с их утеплением; произвести ремонт цоколя; произвести устройство оконных заполнений с тройным остеклением; провести полную замену электропроводки и электрооборудования в местах общего пользования; произвести полную замену лестничных маршей; произвести полную замену несущих конструкций балконов; установить приборы учета расхода тепловой энергии на отопление и поквартирные счетчики холодной воды.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 31 августа 2011 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 сентября 2012 года с Администрации взыскан исполнительский сбор, установлен срок для исполнения требований исполнительного документа – 31 октября 2012 года.

24 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации направлено требование, которым установлен срок – 22 мая 2017 года произвести капитальный ремонт <адрес>, в срок до 23 мая представить документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа.

При этом факт своевременного неисполнения решения суда Администрацией не оспаривается.

Поскольку требования должностного лица службы судебных приставов Администрацией исполнены не были, в отношении администрации 26 мая 2017 года составлен протокол об административном правонарушении, а 2 июня 2017 года Администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Вина Администрации в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, требованием судебного пристава-исполнителя, копией исполнительного документа, постановлением о возбуждении исполнительного производства, постановлением о взыскании исполнительского сбора, иными материалами дела. Названные доказательства оценены судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, факт неисполнения Администрацией содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о проведении капитального ремонта в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, имел место.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако сведений о том, что Администрацией были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется.

Обстоятельства, на которые ссылается Администрация в жалобе, а именно то, что бюджет муниципального образования «Сюмсинский район» дотационный и не имеет дополнительных собственных доходов, а также то, что глава Администрации обращался в Правительство УР с просьбой о выделении денежных средств, к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных частью 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», не относятся.

При этом учитывается, что отсрочка исполнения решения суда предоставлена после вынесения оспариваемого постановления.

Также следует отметить, что совершенное Администрацией административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства», в связи с чем, органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ,

решила:

решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 9 августа 2017 года, которым оставлено без изменения постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Увинского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Удмурткой Республике от 2июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации муниципального образования «Сюмсинский район», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова

Копия верна: Судья