ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-4670 от 24.05.2016 Московского городского суда (город Москва)

Судья Абрамова Е.Д.                                                                                Дело № 7-4670

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2016 года                                                                                  г.Москва

Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт лесоведения Российской Академии наук» (ИЛАН РАН) ФИО1 на Решение Кунцевского районного суда г.Москвы от  18 декабря  2015 года, которым постановлено:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ «Мосприрода» ФИО2 № ***от 02 марта 2015 г. - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

У С Т А Н О В И Л:

16 февраля 2015 года в отношении ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук» (ИЛАН РАН) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.

02 марта 2015 года заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ «Мосприрода» ФИО2 вынесено постановление № *** по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** за нарушение ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук» требований ч. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», согласно которым на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам; Постановления Правительства г. Москвы от 09.04.2002 г. № 262-ПП «О мерах реализации закона города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»; Постановления Правительства г. Москвы от 29.12.1998 г. № 1012-ПП «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий»; Постановления Правительства г. Москвы от 27.09.2005 <...> «Москворецкий».

Не согласившись с указанным постановлением, директор ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить вынесенное в отношении ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук» постановление, ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами № ***и № ***являются собственностью РФ, переданы ИЛАН РАН на праве постоянного бессрочного пользования, не изъяты для целей создания особо охраняемой природной территории - Природно-исторический парк «Москворецкий»; в кадастровых выписках и в выписках из ЕГРП на вышеуказанные земельные участки не указано, что они имеют статус особо охраняемой природной территории или входят в границы ООПТ ПИП «Москворецкий», законодательно участки не включены в состав зоны ООПТ, ИЛАН РАН не подписывал соответствующих охранных обязательств.

Кунцевским районным судом г.Москвы постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит законный представитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт лесоведения Российской Академии наук» (ИЛАН РАН) ФИО1  по доводам жалобы.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения законных представителей Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт лесоведения Российской Академии наук» (ИЛАН РАН) ФИО1 и ФИО4, поддержавших доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения районного суда и постановления должностного лица.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В силу ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность.

Частью 2 статьи 59 Закона «Об охране окружающей среды» установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, Природно-исторический парк «Москворецкий» образован Постановлением Правительства г. Москвы от 29.12.1998 г. № 1012 «О проектных предложениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий: природного парка "Москворецкий", природно-исторического парка "Останкино" и комплексного заказника "Петровско-Разумовское». Границы природно-исторического парка «Москворецкий» приведены в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 29.12.1998 года№ 1012.

21 ноября 2014 г. в ходе обследования земельных участков с кадастровыми номерами № ***и № ***, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - Природно-исторический парк «Москворецкий», с адресными ориентирами: ***, находящихся в пользовании ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук», государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ выявлены факты нарушения природоохранного законодательства, а именно: обнаружено большое количество сухостойных деревьев, хранение горюче-смазочных материалов на травяном покрове, порубочные остатки, замусоривание территории бытовым мусором, складирование люминесцентных ламп на почвенном покрове, складирование бетонных блоков, валежник из упавших деревьев, создающих пожароопасную ситуацию, отсутствие запрещающих и информационных знаков, квартальные просеки заросли древесно-кустарниковой растительностью, что затрудняет проезд пожарной техники.

 Вина ИЛАН РАН в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается: подтверждается актом обследования особо охраняемой территории от 21 ноября 2014 года, фототаблицей к нему, протоколом по делу об административном правонарушении и другими материалами дела.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении ИЛАН РАН административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что ГПБУ «Мосприрода» не имело законных юридических оснований для вынесения данного Постановления, поскольку ИЛАН РАН является федеральным бюджетным учреждением и в компетенцию Департамента   природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не входит надзор за указанными земельными участками, несостоятелен и не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления должностного лица, поскольку город Москва является субъектом Российской Федерации, а субъекты Российской Федерации  осуществляют государственный  экологический   контроль   по   тем   объектам   хозяйственной   деятельности, которые не отнесла к своим объектам Российская Федерация.                                          

Довод жалобы о том, что судом были допущены нарушения указанные в ст. 330 ГПК РФ, поскольку дело рассмотрено судом в рамках КоАП РФ, но не ГПК РФ и поэтому не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления должностного лица

Довод жалобы о том, что в ходе судебного заседания не было приведено ни одного доказательства указывающего о включении указанных земельных участков в состав ПИП "Москворецкий", не основан на материалах дела и не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления должностного лица.

Как следует из решения вывод суда о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № ***и № ***, находящиеся в пользовании ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук», находятся в границах особо охраняемой природной территории - природно-исторический парк «Москворецкий», основаны на том, что в соответствии с распоряжением Префекта Западного административного округа ***г. № ***, Институту лесоведения Российской академии наук установлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по ***на территории Серебряноборского опытного лесничества, входящей в состав природного парка «Москворецкий», для эксплуатации зданий и сооружений научно-производственной базы, а также для проектирования и строительства научно-лабораторного корпуса, без изменения целевого назначения. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № ***, земельный участок, включающий в себя земли поселений и земли, занятые городскими лесами, имеющий кадастровый номер ***передан ИЛАН РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения имущественно-земельной комиссии префектуры СЗАО от 23.11.2002 г. № ***и распоряжения префекта СЗАО г. Москвы от 13.11.2002 г. № ***. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № ***, земельный участок, включающий в себя земли поселений и земельные участки академии наук, имеющий кадастровый номер ***передан ИЛАН РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании распоряжения префекта ЗАО г. Москвы от 10.05.2001 г. № ***и плана земельного участка от 29.05.2001 г.

Довод жалобы о том, что вина ИЛАН РАН в нарушении природоохранного законодательства на территории ООПТ не доказана, противоречит собранным по делу доказательствам и не может служить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления должностного лица.

Административное наказание ИЛАН РАН назначено в пределах санкции ст.8.39 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления должностного лица по делу не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Решение Кунцевского районного суда г.Москвы от  18 декабря  2015 года и Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ «Мосприрода» ФИО2 № ***от 02 марта 2015 г. о привлечении ФГБУН «Институт лесоведения Российской Академии наук» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ  - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Московского

городского суда                                                                             Д.М. Харитонов