Судья Волкоморова Е.А. Дело № 7-468/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 03 сентября 2014 года
Судья Кировского областного суда Сметанина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении
по жалобе ФИО1
на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 № 08-10/70 от 05 мая 2014 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Кирова от 07 июля 2014 года, вынесенные в отношении старшего бухгалтера федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 №08-10/70 от 05 мая 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Кирова от 07 июля 2014 года, старший бухгалтер федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» (далее - ФКУ СИЗО-2) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении нее прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что при рассмотрении дела суд исходил из того, что правонарушение по нецелевому использованию бюджетных средств и его объективная сторона характеризуются совершением конкретной расчетно-платежной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции. Считает, что не было учтено, что каждая расчетно-платежная операция совершалась с правильным применением КОСГУ. Ни Бюджетный кодекс РФ, ни КоАП РФ не содержат положений, свидетельствующих о наличии объективной стороны административного правонарушения в результате совершения конкретной платежно-расчетной операции на основании приходных и расходных кассовых ордеров, потому что данные документы являются первичными финансовыми документами, подтверждающими совершение операции. Расходы средств федерального бюджета осуществлялись ФКУ СИЗО-2 в строгом соответствии с бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств, целевым статьям и подстатьям. Детализация по соответствующим подстатьям классификации операций сектора государственного управления при утверждении бюджетной росписи ФСИН России осуществлялась в порядке, утвержденном Минфином России. Считает, что ею нарушен порядок проведения и учета операций по кассовым выплатам из бюджета в рамках кассового обслуживания исполнения бюджета в связи с реализацией прав бюджетополучателя и для реализации целей и задач, возложенных на учреждение, а также в целях соблюдения прав и законных интересов сотрудников и работников учреждения, подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Вместе с тем данное действие допускается порядком, установленным УФК РФ, поэтому не является противоправным и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
Заслушав в судебном заседании областного суда ФИО1, защитника Пестрикову Т.В., поддержавших доводы жалобы, представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2, ФИО3, ФИО4, возражавших в удовлетворении жалобы, полагавших, что ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела сотрудниками Территориального управления Росфиннадзора в Кировской области проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ СИЗО-2, расположенного по адресу: <...>, за период с 01.01.2012г. по 31.12.2013г., по результатам которой составлен акт от 14.04.2014г.
В ходе ревизии установлено, что 22.05.2013г. при отсутствии в кассе средств федерального бюджета по целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 221 «Услуги связи» по подписанному старшим бухгалтером ФКУ СИЗО-2 ФИО1 расходному кассовому ордеру от 22.05.2013 г. № 375 выдано под отчет 4000 руб. на приобретение почтовых марок.
21.04.2014г. сотрудником Территориального управления Росфиннадзора в Кировской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
05.05.2014г. заместитель руководителя Территориального управления Росфиннадзора в Кировской области, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 08-10/70, вынес оспариваемое постановление о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.14 КоАП РФ (в редакции Федерального закона,действовавшего на момент совершения административного правонарушения).
В соответствии с ч.1 ст.15.14 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 30.12.2006 N270-ФЗ, 22.06.2007 №116-ФЗ) использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.ст.28 и 38 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с п.1 ст.18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст.19 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации включает, в частности, классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления, сокращенно - КОСГУ).
Пунктом 4 ст.23.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что порядок применения названной классификации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ определены особенности правового положения казенных учреждений, согласно части 1 и 2 данной статьи казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств применительно к обстоятельствам настоящего спора имеет место лишь в том случае, если получатель бюджетных средств использовал бюджетные средства не в соответствии с условиями, определенными, в частности, сметой доходов и расходов, либо в случае использования получателем бюджетных средств в соответствии с целями их получения, указанными в бюджетной смете, но с превышением лимита, установленного по конкретной статье, подстатье КОСГУ.
При рассмотрении настоящего спора следует учитывать, что согласно данным, содержащимся в оспариваемом постановлении, в кассе учреждения на 22.05.2013г. помимо средств федерального бюджета имелись внебюджетные средства (остаток на начало дня и поступление). Данные средства при нахождении в кассе учреждения от средств федерального бюджета не обособлены.
Таким образом, в материалах дела нет доказательств, что учреждение, осуществляя 22.05.2013г. операцию по расходу из кассы денежных средств на приобретение почтовых марок в части перерасхода в сумме 4000 руб., осуществило использование именно бюджетных средств, находящихся в кассе 22.05.2013г., а не использовало средства из внебюджетных источников.
Кроме того, из материалов дела следует, что в 2013 году учреждением не было допущено превышения расходов, предусмотренных бюджетной сметой, ни по одной статье (подстатье) КОСГУ.
Средства, полученные в кассу учреждения по одной статье (подстатье) КОСГУ, но израсходованные на операции, финансируемые по другой статье (подстатье) КОСГУ, были впоследствии в непродолжительный период времени восстановлены за счет бюджетных средств, доведенных в пределах лимитов бюджетных обязательств на финансовый год, по которым эта операция должна была быть совершена первоначально, что не оспаривается ответчиком.
Расходный кассовый ордер от 22.05.2013г. № 375 формально выписан верно, с правильным указанием КОСГУ, а фактически - неверно, так как денежных средств по целевой статье 202 00 00 «Воинские формирования (органы, подразделения)» программе 67 00 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» подстатье 221 «Услуги связи» на 22.05.2013г. в сумме 4000 руб. в кассе не было, в результате чего произошло временное отвлечение из кассы иных денежных средств, источник которых точно установить не представляется возможным.
Денежные средства на указанные цели выделены организации в установленном порядке и имелись у нее на лицевом счете, однако своевременно не перечислялись в кассу учреждения.
По результатам проверки было установлено, что на конец финансового года не было допущено превышения утвержденных в смете показателей расходов по одним кодам экономической классификации за счет недорасхода по другим кодам.
Расходы бюджетных средств по кассе, которые впоследствии были восстановлены ФКУ СИЗО-2 за счет средств, предназначенных для финансирования расходов по иной статье (подстатье) КОСГУ, были предусмотрены бюджетной сметой, соответственно вывод административного органа о нецелевом использовании бюджетных средств противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Изложенное свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ вынесенные в отношении старшего бухгалтера ФКУ СИЗО-2 ФИО1 по настоящему делу постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области и решение судьи подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кировской области ФИО2 № 08-10/70 от 05 мая 2014 года, решение судьи Ленинского районного суда г.Кирова от 07 июля 2014 года, вынесенные в отношении старшего бухгалтера федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Судья Кировского областного суда
О.Н. Сметанина