ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-46/18 от 26.01.2018 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья ФИО5 дело № 7-46/2018

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 26 января 2018 года

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре: Бабушкиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - исполняющей обязанности главы администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» Муканалиевой З.Ж. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13 декабря 2017 года по делу о привлечении должностного лица - исполняющей обязанности главы администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» Муканалиевой З.Ж. к административной ответственности по статье 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением первого заместителя министра финансов Астраханской области от 18 октября 2017 года должностное лицо - исполняющая обязанности главы администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» Муканалиева З.Ж. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Муканалиевой З.Ж. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13 декабря 2017 года постановление административного органа от 18 октября 2017 года оставлено без удовлетворения, жалоба Муканалиевой З.Ж. – без удовлетворения.

В жалобе Муканалиева З.Ж.. ставит вопрос об отмене постановления суда, просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, в этой связи. учитывая надлежащее извещение сторон, суд определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Доложив дело и жалобу, исследовав материалы дела, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Статья 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в администрации МО «поселка Нижний Баскунчак» в период 2016-2017 годов Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет, сводная бюджетная роспись, бюджетная смета и Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) отсутствовали. Также в проверяемом периоде в администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» в нарушение пункта 320 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н, Журнал ф. 0504064 не велся.

Более того, в целях реализации ведомственной целевой программы «Обеспечение развития жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10 сентября 2014 года № 369-П, в 2016 году заключено 2 соглашения МО «Поселок Нижний Баскунчак» с муниципальным образованием «Ахтубинский район» первый на сумму <данные изъяты>, в том числе средства бюджета МО «Ахтубинский район» - <данные изъяты>, средства бюджета МО «Поселок Нижний Баскунчак» - <данные изъяты>; второй на сумму <данные изъяты>., в том числе средства бюджета МО «Ахтубинский район» - <данные изъяты>., средства бюджета МО «Поселок Нижний Баскунчак» - <данные изъяты>.

Бюджетные назначения в 2016 году по иному межбюджетному трансферту из МО «Ахтубинский район» на реализацию мероприятий по закупке топлива (мазута, печного топлива) на очередной отопительный сезон финансовым управлением администрации МО «Ахтубинский район» до МО «Поселок Нижний Баскунчак» доведены уведомлениями по расчетам между бюджетами в общей сумме <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с решением Совета МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 17 декабря 2015 года № 71 «О бюджете муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» на 2016 год», от 30 июня 2016 года № 69, от 28 декабря 2016 года № 97 на реализацию мероприятий по закупке топлива (мазута, печного топлива) на очередной отопительный сезон предусмотрены бюджетные ассигнования. По данным акта сверки от 19 января 2016 года между ООО «Комплексные инновационные технологии» и администрацией МО «поселок Нижний Баскунчак» за период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года числилась кредиторская задолженность по состоянию на 31 декабря 2015 года по муниципальному контракту от 28 октября 2015 года. Администрацией МО «поселок Нижний Баскунчак» представлен муниципальный контракт от 28 октября 2015 года на поставку мазута топочного, заключенный с ООО «Комплексные инновационные технологии» на сумму <данные изъяты>. Срок исполнения обязательств по указанному муниципальному контракту до 1 июля 2016 года до полного исполнения. Согласно Акту сверки от 19 января 2016 года ООО «Комплексные инновационные технологии» выставлены счета за поставленное топливо Администрации МО «поселок Нижний Баскунчак» на общую сумму <данные изъяты>., оплата по ним в 2015 году произведена в размере <данные изъяты>.

В соответствии с абзацем 17 подпунктом 3 пунктом 70 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, не исполненные принятые бюджетные обязательства - это разность между принятыми бюджетными обязательствами и исполненными денежными обязательствами.

Таким образом, неисполненные бюджетные обязательства по муниципальному контракту от 28 октября 2015 года, заключенному с ООО «Комплексные инновационные технологии», по состоянию на 31 декабря 2015 года составили <данные изъяты>

Согласно пункту 310 Инструкции от 1 декабря 2010 года № 157н, операции по санкционированию обязательств принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет. Как установлено пунктами 134, 140 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года № 162н, на счете бюджетного учета 050201000 «Принятые обязательства» получателями бюджетных средств отражаются принятые бюджетные обязательства в пределах утвержденных на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также сумм внесенных изменений в показатели принятых в течение текущего финансового года бюджетных обязательств (обязательств).

В соответствии с пунктом 312 Инструкции от 1 декабря 2010 года № 157н перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года, с учетом пункта 140 Инструкции от 6 декабря 2010 года № 162н - при наличии лимитов бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств Администрации доведены 14 января 2016 года в сумме <данные изъяты>., 30 марта 2016 года в сумме <данные изъяты>., 24 июня 2017 года в сумме <данные изъяты>., 27 декабря 2016 года в сумме <данные изъяты>.

Соответственно, администрация должна перерегистрировать принятые и неисполненные бюджетные обязательства предыдущего финансового года на эти даты. В тоже время, данные обязательства в Журнале № 9 отражались как вновь принятые на дату исполнения денежных обязательств в размере исполненных (перечисленных платежными поручениями) денежных обязательств бухгалтерской записью по дебету счета 501.13 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года» и кредиту счета 502.11 «Принятые обязательства текущего финансового года», в нарушение пунктов 310, 312, 314, 318 Инструкции от 1 декабря 2010 года № 157н, пункт 140 Инструкции от 6 декабря 2010 № 162н.

В соответствии с подпунктом 2 части 8 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Согласно статье 14 Устава муниципального образования «Поселок НижнийБаскунчак», принятого решением Совета муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» от 30 июня 2014 года № 14 Глава МО «Поселок Нижний Баскунчак» это высшее должностное лицо МО «Поселок Нижний Баскунчак»; возглавляет администрацию.

В соответствии с пунктом 5 раздела 6 Положения об администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак», утвержденного Решением Совета муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак» от 12 июля 2011 года № 23, глава администрации несет ответственность за деятельность структурных подразделений и органов администрации.

На основании решения Совета МО «Поселок Нижний Баскунчак» от 27 января 2008 года «О назначении Муканалиевой З.Ж. заместителем главы администрации муниципального образования «Поселок Нижний Баскунчак», распоряжений Администрации от 23 декабря 2015 года , от 18 апреля 2016 , от 16 декабря 2016 года «По личному составу», от 31августа 2016 года «Об увольнении», Муканалиева З.Ж. с 1 января 2008 года по 31 августа 2016 года являлась заместителем главы администрации по финансовой и бюджетной дисциплине, с 23 декабря 2015 года по 17 декабря 2015 года исполняла полномочия главы администрации МО «Поселок Нижний Баскунчак».

Изложенные выше обстоятельства участниками процесса обстоятельства сторонами не оспариваются.

Материалами дела подтверждено, что Муканалиева З.Ж., как руководитель казенного учреждения, нарушила порядок учета бюджетных обязательств. Вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса судом первой инстанции.

Что же касается правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), то малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и формальном содержании признаков состава административного правонарушения, что в данном случае неприменимо.

В соответствии с абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в нарушении порядка учета бюджетных обязательств.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.15.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за соблюдение порядка учета бюджетных обязательств, к исполнению своих обязанностей.

В этой связи, оснований для освобождения Муканалиевой З.Ж. от административной ответственности в силу малозначительности не имеется.

Существенных нарушений закона, влекущих отмену решения районного суда и постановления должностного лица при производстве по делу, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 13 декабря 2017 года – оставить без изменения, жалобу Муканалиевой З.Ж. – без удовлетворения.

Мотивированное решение составлено 26 января 2018 года.

Судья Астраханского

областного суда О.А. Сорокина