Дело № 7-47 (1) адм.
Судья: Дробышева Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
07 апреля 2016 г. г. Тамбов
ул. Коммунальная, 8
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
25 марта 2016 года УУП ОМВД России по Тамбовскому району в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, согласно которому при проведении должностными лицами проверки соблюдения миграционного законодательства установлено, что гражданин Республики Армения - ФИО1, временно пребывающий в с.Б.Липовица Тамбовского района, допустил нарушение режима пребывания иностранного гражданина на территории РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (просрочен миграционный учет), что является нарушением Федерального закона «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ».
Постановлением судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 марта 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, ФИО1 считает данное постановление незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что установленный ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, заключившего трудовой договор, продлевается на срок действия заключенного с ним договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Данное ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц - граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Данный закон не обязывает работодателя заключать с иностранным работником трудовой договор только на срок действия его разрешения на работу.
Срок пребывания ФИО1 в России определен до 09.03.2016 года, однако, со 02.02.2016 года между ним и ФИО2 был заключен бессрочных трудовой договор.
Таким образом, на момент составления постановления он состоял в трудовых отношениях и имел законные основания для пребывания на территории РФ.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, поддержанные ФИО1 в судебном заседании, выслушав УУП ОМВД России по Тамбовскому району ФИО3, представителя УФМС России по Тамбовской области ФИО4, считавших жалобу не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела судьей неправильно установлены обстоятельства по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ст. 1 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения» (заключено в г. Москве 25.09.2000) установлено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать, передвигаться и пребывать на территории государства другой Стороны без виз по одному из документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев, указанных в Приложениях № 1 и №2 к настоящему Соглашению согласно перечням (в Приложении № 2 среди прочих документов указан паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах).
В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг) (п. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Республика Армения присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе 10 октября 2014 года.
Таким образом, гражданам Республики Армения не требуется получение патента или разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности, а также на них не распространяются квоты и допустимая доля.
В поданной в Тамбовский областной суд жалобе ФИО1 указывает на то, что с 02.02.2016 года между ним и ФИО2 заключен трудовой договор, в связи с чем в настоящее время на территории Российской Федерации он осуществляет трудовую деятельность в должности подсобного рабочего. В подтверждение данных доводов им приложен письменный трудовой договор.
Однако, ни при проведении проверки соблюдения миграционного законодательства сотрудниками полиции, ни при рассмотрении материалов дела судьей районного суда данные обстоятельства не выяснялись. Какие-либо документальные подтверждения того, что должностными лицами осуществлялась проверка законности въезда-выезда иностранного гражданина на территорию РФ, а также наличие законных оснований для нахождения на территории РФ с учетом норм международного права (в том числе проверка возможных трудовых отношений) в деле не имеются, не затребованы сведения из УФМС России по Тамбовской области – органа, осуществляющего непосредственный контроль за иностранными гражданами, въезжающими в РФ.
Кроме того, как пояснил представитель УФМС России по Тамбовской области, какие-либо сведения (досье) о гражданине Республики Армения ФИО1 *** года рождения, в информационной базе ФМС России отсутствуют.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для дела и, соответственно, для вывода о наличии или отсутствии вмененного административного правонарушения.
Неполнота собранного материала о нарушении миграционного законодательства, а так же отсутствие в деле сведений о том, что судьей при его рассмотрении были выполнены требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, приводит к невозможности сделать однозначный вывод о законности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, считаю возможным постановление судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26.03.2016 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ отменить, а дело направить в вышеназванный районный суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 марта 2016 года, вынесенное в отношении гражданина Республики Армении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Тамбовский районный суд Тамбовской области.
Судья Ю.А.Курохтин