ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-472/20 от 09.12.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Менькова А.Ю. Дело №7-472/2020

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 09 декабря 2020 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев жалобу заместителя начальника Новосибирской таможни ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 11 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2,

установил:

постановлением заместителя начальника Новосибирской таможни ФИО1 № 10609000-923/2020 от 05 июня 2020 года директор Общества с ограниченной ответственностью Маслокомбинат «Сибирские земли» (далее ООО «Сибирские земли») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Представитель директора ООО Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2 по доверенности ФИО3 обжаловал указанное постановление в суд в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 11 сентября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено, в связи признанием на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяния малозначительным.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель начальника Новосибирской таможни ФИО1 просит решение судьи отменить, поскольку суд, признавая совершенное деяние малозначительным, не учел, что директор ООО Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2 повторно привлекается к административной ответственности. Просит оставить без изменения постановление.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Судья областного суда определил рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО2 и его защитника, поскольку указанные лица были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, ходатайство об отложении не представлено.

Изучив доводы жалобы, которые поддержали представители административного органа ФИО4, ФИО5. проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 254, части 1 статьи 276 Федерального закона от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 3 августа 2018 года №289-ФЗ) в функции (обязанности) таможенных органов Российской Федерации среди прочего входит ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.

Согласно части 2 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 года №289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.

Этой же частью статьи предусмотрено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

В части 3 указано, что порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ведение статистического учета регламентировано Постановлением Правительства РФ от 07 декабря 2015 года №1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Правительства РФ № 1329).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ №1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Согласно требованиям пункта 7 Постановления Правительства РФ №1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет административную ответственность по части 2 статьи 19.7.13 данного Кодекса, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки своевременного представления в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров было установлено, что в нарушение приведенных требований таможенного законодательства ООО Маслокомбинат «Сибирские земли» за отчетный период – февраль 2020 года статформы по экспортной поставке в адрес ТОО «МТК BIZON» ( <адрес>), и по которой отгрузка товаров произведена в феврале 2020 года на основании договора поставки №15 от 11 марта 2020 года (по счетам-фактурам № 11 от 26 февраля 2020 года, №7 от 12 февраля 2020 года, № 6 от 05 февраля 2020 года, № 8 от 19 февраля 2020 года), были представлены с использованием электронной подписи заявителя, выданной ООО «Компания «Тензор», на официальном сайте Федеральной таможенной службы в сети Интернет 17 марта 2020 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда, признавая обоснованными выводы должностного лица о наличии в действиях директора Учреждения состава административного правонарушения, признал данное правонарушение малозначительным. При этом судья районного суда мотивировал свое решение тем, что допущенное нарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и последствий. Нарушение срока предоставления отчетности в таможенный орган является незначительным.

Вместе с тем, с принятым судьей решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Судья районного суда, разрешая вопрос о признании совершенного директором ООО Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2 правонарушения малозначительным, не учел следующее.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу части 2 и части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18, пункт 18.1 постановления).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года №289-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Следовательно, ведение таможенной статистики должно осуществляться не иначе как в соответствии с таможенным регулированием, поскольку направлено на обеспечение выполнения задач и функций таможенного дела.

Применение правового института малозначительности административного правонарушения в данной области влечет порождение правового нигилизма, ощущения безнаказанности, приводит к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, а также к нарушению установленного государством порядка в области таможенного дела.

Таким образом, факт незначительного нарушения срока предоставления таможенной отчетности не является основанием для освобождения соответствующего субъекта от административной ответственности.

Помимо изложенного, судья районного суда, не учитывая указанные правовые позиции вышестоящих судов, также не принял во внимание конкретные обстоятельства правонарушения и материалы дела.

Так, из материалов дела усматривается, что директор ООО Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2 ранее 10 раз привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д.121-122), в связи с чем по настоящему делу его действия квалифицированы как повторные по части 2 статьи 19.7.13 указанного Кодекса.

Данные обстоятельства указывают на неправильное применение судьей правовых норм, что повлекло необоснованное признание совершенного деяния малозначительным.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, а допущенные нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, то на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении решение судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 11 сентября 2020 года подлежит отмене, с направлением жалобы представителя директора ООО «Сибирские земли» ФИО2 по доверенности ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении на новое рассмотрение в районный суд.

Обстоятельства, относящиеся к установлению события, состава правонарушения, вины и назначения административного наказания подлежат рассмотрению при повторном рассмотрении жалобы.

Доводы должностного лица об отмене решения судьи и оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения являются необоснованными, поскольку принятие такого решения не предусмотрено частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Кировского районного суда города Новосибирска от 11 сентября 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью Маслокомбинат «Сибирские земли» ФИО2, отменить, направив жалобу директора ООО «Сибирские земли» ФИО2 по доверенности ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Жалобу заместителя начальника Новосибирской таможни ФИО1 — удовлетворить частично.

Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова

Копия верна: судья облсуда