Дело № 7-473/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 8 июня 2022 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу директора филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» ФИО1, действующего в интересах ФГУП «ФЭО» (по доверенности) на решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора
по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-821/2021
от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ФГУП «ФЭО»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора
по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-821/2021
от 15 ноября 2021 года ФГУП «ФЭО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Решением судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года постановление административного органа отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение должностному лицу Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, директор филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО»
ФИО1, действующий в интересах ФГУП «ФЭО» (по доверенности) просит постановление административного органа и судебное решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события вмененного административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, применив положение ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитников ФГУП «ФЭО» ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО5, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, неизбежно оказывает негативное влияние на окружающую природную среду. Именно поэтому в силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, осуществляется на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности соответствующей деятельности, необходимости снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и необходимости оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в отношении ФГУП «ФЭО» проведена выездная проверка в соответствии с решением о проведении плановой выездной проверки от 27.07.2021 № РЕ-09/1 (в редакции решения от 11.08.2021 № РЕ-09/8).
Плановая выездная проверка проводилась в период с 29.07.2021 по 07.08.2021, проведение выездной проверки приостанавливалось в связи с Решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 09.08.2021 № РЕ-09/5 с 09.08.2021 по 03.09.2021.
В состав комиссии проверки центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования были привлечены специалисты Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия для проверки объекта негативного воздействия на окружающую среду (HBOC) находящегося в Нижегородской области, а именно:
- Производственная территория № 1 ФГУП «ФЭО», код объекта HBOC 22-0152-001360-П является пунктом хранения радиоактивных отходов (ПХРО); относится ко II категории объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Производственная территория № 1 ФГУП «ФЭО», расположенная по адресу [адрес], код объекта HBOC 22-0152-001360-П является пунктом хранения радиоактивных отходов (ПХРО). Свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативного воздействие на окружающую среду, на государственный учет от 27.12.2016 [номер], Свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативного воздействие на окружающую среду от 17.09.2018 № 2272457 и от 22.04.2019 № 2156922.
ФГУП «ФЭО» в 2017 году проведена инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация проведена на основании методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, внесенных в Перечень методик расчета.
На основании инвентаризации разработан и утвержден проект нормативов предельно допустимых выбросов, получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 29.06.2018 № 0071. На основании инвентаризации 2017 года 09.12.2019 в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия предоставлена Декларация о воздействии на окружающую среду Нижегородского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО». Кроме того, 13.05.2020 представлена актуализированная Декларация о воздействии на окружающую среду.
Для производственной площадки № 1 нормировано 11 наименований загрязняющих веществ, выбрасываемых 4 источниками выбросов, из них: 2 неорганизованные. Газоочистные установки отсутствуют.
Валовый выброс согласно Декларации составляет 0,35 т/г.
В соответствии с представленной информацией ФГУП «ФЭО» от 06.08.2021 № 214-34/95И, расход дизельного топлива ДГУ в 2020 году составил 1290,25 л (1,10 тонн), за период с 01.01.2021 по 01.08.2021 расход составил 1475,5 л (1,25 тонн). Согласно разделу «Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» в Отчете по инвентаризации для источника № 0001 Дизель - генераторная установка Volvo Penta TAD 733 GE нормативы установлены при расходе топлива установкой за год - 6 тонн, и приведены нормативы предельно допустимых выбросов по источнику.
В соответствии с представленным Отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год по объекту HBOC 22-0152-001360-П в таблице 2.2. «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» фактический выброс (г/с) и предельно-допустимый (г/с) по источнику выбросов № 0001 абсолютно идентичны, что говорит о расчете выбросов с максимальным расходом топлива - 6 тонн и является искажением при предоставлении результатов фактических выбросов.
Часть 1 ст.30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ обязывает юридических лиц, имеющих стационарные источники предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Согласно ч. 6 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
об обращении с отходами производства и потребления;
о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Таким образом, юридическим лицом - ФГУП «ФЭО» нарушены требования: ч. 6 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Кроме того 28.01.2021 Нижегородским отделением филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» представлен статистический отчет по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 год в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия в установленный законом срок.
Нижегородским отделением филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» первичный учет образования отходов и их дальнейшего движения организован в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 01.09.2011 №721 «Об утверждении порядка чета в области обращения с отходами».
В рамках проверки 02.08.2021 осуществлен осмотр территории объекта HBOC 22-0152-10136О-П Производственная территория № 1, при участии законного представителя по доверенности от 28.07.2021 № 214/ТО2-0/65-2021-ДОВ - главного специалиста группы радиационной, промышленной, экологической безопасности и охраны труда филиала Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» ФИО6, составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий 02.08.2021 № б/н.
В ходе проведения проверки лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», аттестат аккредитации ЮСС RU.0001.515408 от 11.03.2016, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 13.09.2014), был произведен отбор проб отходов. По результатам отбора проб отходов составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 02.08.2021.
Отход №1 - смет с производственной территории (протокол взятия проб и образцов от 02.08.2021 № б/н, акт отбора проб отходов от 02.08.2021 №373).
По результатам биологического тестирования исследуемый отход №1 (смет с производственной территории) относится к V классу опасности (протокол от 20.08.2021 №948/Т).
Отход №2 - обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (протокол взятия проб и образцов от 02.08.2021 № б/н, акт отбора проб отходов от 02.08.2021 №373).
По результатам биологического тестирования исследуемый отход №2 (обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами) относится к IV классу опасности (протокол от 20.08.2021 №947/Т-Отх).
Данные отходы не учтены в статистическом отчете по форме №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 год, и в первичном учете образования отходов и их дальнейшего движения за 2021 год, что является нарушением: ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ; Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
В связи с установлением вышеуказанных обстоятельств постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора
по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-821/2021
от 15 ноября 2021 года ФГУП «ФЭО» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, судья районного суда пришел к выводу об его отмене, направив дело об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия.
В обоснование таких выводов судья районного суда указал, что юридическое лицо ООО ФГУП «ФЭО» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за предоставление искаженных сведений о фактических выбросах для источника № 0001 Дизель - генераторная установка Volvo Penta TAD 733 GE, указав, что местом совершения является [адрес] Производственная территория №1 ФГУП «ФЭО» и за то, что отходы смет с производственной территории и обтирочный материал не учтены в статистическом отчете по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 год, и в первичном учете образования отходов и их дальнейшего движения за 2021 года, местом совершения указано [адрес], таким образом, указанные действия не являются продолжаемыми или длящимися, а образуют два самостоятельных состава административного правонарушения, совершенных по разным адресам и в разное время.
Между тем с решением судьи районного суда согласиться нельзя ввиду следующего обстоятельства.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ введены в действие
ч. ч. 5 и 6 ст. 4.4 КоАП РФ, из которых следует, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, в результате одной плановой выездной проверки в отношении юридического лица ФГУП «ФЭО» выявлены административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.5 КоАП РФ, а именно: предоставление искаженных сведений о фактических выбросах для источника № 0001 Дизель - генераторная установка Volvo Penta TAD 733 GE, местом совершения является [адрес] Производственная территория №1 ФГУП «ФЭО»; а также отходы смет с производственной территории и обтирочный материал не учтены в статистическом отчете по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2020 год, и в первичном учете образования отходов и их дальнейшего движения за 2021 года, местом совершения является [адрес], о чем должностным лицом вынесено одно постановление о назначении административного наказания по ст. 8.5
КоАП РФ.
Таким образом учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, позволяющими должностному лицу при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), и выявлении по результатам такого мероприятия двух административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, назначить административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, оснований для отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия
№ 06-821/2021 от 15 ноября 2021 года, у судьи районного суда не имеется.
Следовательно, наличие таких обстоятельств является существенным нарушением требований КоАП РФ, которые повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также установление и оценку всех обстоятельств, имеющих значение для правильного его разрешения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в Семеновский районный суд Нижегородской области.
Вместе с тем, при новом рассмотрении дела, судье районного суда следует учесть вышеизложенные изменения действующего законодательства, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать доказательства, в их совокупности, и принять законное и обоснованное решение, дав оценку доводам жалобы заявителя, исходя из установленных обстоятельств, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Семеновского районного суда Нижегородской области от 24 февраля 2022 года, которым отменено постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия № 06-821/2021 от 15 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ФГУП «ФЭО», - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Семеновский районный суд Нижегородской области.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков