ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-474/2018Г от 23.05.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Д.И. Игонин Дело № 7-474/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

23 мая 2018 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.М. Нафиков, при секретаре судебного заседания А.М. Насертдиновой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" – директора Л.А. Насыбуллиной на постановление судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 марта 2018 года и проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника А.О. Мачина и Л.А. Насыбуллиной – законного представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34", представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 марта 2018 года, МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" (далее по тексту – учреждение) привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан законный представитель - директор учреждения Л.А. Насыбуллина просит отменить постановление судьи районного суда, производство по делу прекратить виду отсутствия состава административного правонарушения.

Постановление судьи районного суда подлежит отмене в связи со следующим.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса, выражается в осуществлении (ведении) деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Под осуществлением деятельности не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), понимается занятие определенным видом деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность в Российской Федерации подлежит лицензированию.

Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения обращения граждан №з-58/18-Д от 18 января 2018 года проведенного 7 февраля 2018 года на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от 6 февраля 2018 года, установлено, что с 1 ноября 2017 года по настоящее время учитель татарского языка и литературы ФИО2 ведет уроки (русского) языка.

Указанное обстоятельство явилось основанием к привлечению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.08.2011 года N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" в соответствии с приказом от 24 марта 2010 года N 209 аттестационные комиссии создаются для проведения аттестации в целях - установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) и для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.В пункте 9 раздела "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761н, предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в том числе по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности или выполнять работу по соответствующей должности.

В разделе III "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, установлены требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Так, согласно доказательствам, имеющимся в материалах дела и представленным законным представителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34", ФИО2 имеет высшее образование, учитель татарского языка, литературы и турецкого языка, решением аттестационной комиссии по проведению аттестации в целях подтверждении соответствия занимаемой должности назначена на должность преподавателя учителя родного языка и родной литературы (направление "Русский язык м литература".

Судьей районного суда выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения сделаны без учета указанных доказательств и пункта 9 подраздела 1 требований Единого квалификационного справочника, согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит отмене с прекращением производства по делу, за отсутствием состава административного правонарушения в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34".

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Московского районного суда города Казани Республики Татарстан от 20 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" отменить.

Производство по делу в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34" прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Р.М. Нафиков