ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-476/19 от 28.06.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья Усманов Р.Р. дело № 7-476/2019

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 28 июня 2019 года

Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н.,

при секретаре: Салиховой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АльфаТрейд» на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 29 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «АльфаТрейд»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области № 18810130190121022647 (УИН) от 21 января 2019 года ООО «АльфаТрейд» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 29 марта 2019 года указанное постановление административного органа в отношении ООО «АльфаТрейд» изменено в части размера административного штрафа. Административный штраф снижен до 100 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ООО «АльфаТрейд» ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении него, ссылаясь на их незаконность.

Доложив дело и жалобу, выслушав представителя ООО «АльфаТрейд» - ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, дополнительно представленные и истребованные по инициативе суда второй инстанции доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления административного органа и судебного акта и прекращении производства по делу по следующим основаниям.

Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены, в том числе, для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы. Это предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П). Их сохранность обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.

К числу указанных мероприятий относится введение и соблюдение режима эксплуатации тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, заключающегося, в частности, в том, что движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства или тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, требует получения специального разрешения, для чего необходимо согласование в установленном порядке маршрута такого транспортного средства, а также возмещение причиненного тяжеловесным транспортным средством вреда его владельцем (части 1, 2 и 6 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Порядок выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258.

Допустимые масса транспортного средства, нагрузка на ось транспортного средства и его габариты установлены в приложениях 1-3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272.

Одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Эта статья, применяемая в нормативном единстве с иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года, 27 марта 2018 года № № 531-О, 633-О).

Ответственность за данное правонарушение установлена частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административным правонарушением признается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более2, но не более 10 процентов.

Как следует из материалов дела, 4 декабря 2018 года в 16:32 по адресу: Наримановский район, автомобильная дорога «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер», км 3+000, транспортное средство марки DAF XF 105460, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником (владельцем) которого является ООО «АльфаТрейд», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением осевой нагрузки ось № 4 на 3,08% (6,7 т при предельно допустимой 6,5 т), без специального разрешения.

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, - «ИВС ВИМ», поверка которого действительна до 8 февраля 2019 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «АльфаТрейд» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «АльфаТрейд» обжаловал его в суд, заявляя об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку используемое ООО «АльфаТрейд» транспортное средство являлось технически исправным и осевая нагрузка, также как и масса всего транспортного средства не превышают предельных значений.

Оставляя указанную жалобу без удовлетворения, судья районного суда мотивировал свои выводы отсутствием сомнений в корректности измерений, произведенных специальным техническим средством ИБС ВИМ, зафиксировавшим 4 декабря 2018 года движение транспортного средства, принадлежащего ООО «АльфаТрейд», с превышением установленной осевой нагрузки.

Постановление административного органа изменено районным судом только в части размера назначенного административного штрафа. Административный штраф снижен до 100000 рублей с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П.

С данными выводами судьи районного суда нельзя согласиться.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.

Административным органом и судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а сами постановление и решение суда вынесены на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не могут быть признаны законными и обоснованными.

В качестве доказательства, подтверждающего виновность ООО «АльфаТрейд», в совершении инкриминированного деяния - движения тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на одну из осей на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, административным органом использованы данные специального технического средства.

Иных доказательств виновности ООО «АльфаТрейд», в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, - «ИВС ВИМ» 04 декабря 2019 года в 16:32 на автомобильной дороге «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер», км 3+000, зафиксировано превышение осевой нагрузки транспортного средства марки DAF XF 105460 на ось № 4 на 3,08% (6,7 т при предельно допустимой 6,5 т. без специального разрешения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в частности, показаниями специальных технических средств (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 26.8 Кодекса).

Таким образом, для установления события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган должен представить, в данном случае, доказательства движения 04 декабря 2018 года тяжеловесного транспортного средства с превышением законодательно установленной допустимой нагрузки на одну из осей. При этом измерение нагрузки на оси транспортного средства производится при помощи специальных технических средств, показания которых отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении.

В представленном в материалы дела постановлении № 18810130190121022647 от 21 января 2019 года показания специального средства не отражены.

Более того, ООО «АльфаТрейд» соблюдены требования к перевозке жидкого печного бытового топлива. Общая масса транспортного средства вместе с перевозимым грузом не превышала установленной допустимой массы. По своим характеристикам перевозимый груз (печное топливо) находится в жидком состоянии и при его перевозке следует руководствоваться требованиям пунктом 73 Правил перевозок, согласно которому при перевозке груза наливом его масса определяется грузоотправителем и при приемке груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

По своим характеристикам перевозимый ООО «АльфаТрейд» груз является подвижным грузом, что не исключает возможность изменения нагрузки на оси транспортного средства во время движения (транспортировки) автоцистерны, так как центр тяжести массы груза может измениться ввиду нахождения в динамическом движении и при движении распределяется в зависимости от езды (набор скорости, торможение), а также от рельефа дороги.

Поскольку в соответствии с пунктом 73 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом не ограничивают нагрузки по осям при перевозке груза наливом, а перевозимый ООО «АльфаТрейд» груз в общем исчислении не превышал максимально разрешенную массу, то при таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют объективные доказательства, подтверждающие движение 4 декабря 2018 года на участке 3+000 км автодороги «Приволжье-Николаевка-Янго-Аскер», тяжеловесного транспорта, принадлежащего ООО «АльфаТрейд», с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства без специального разрешения.

Административный орган и суд первой инстанции, указанные обстоятельства не выяснили, чем нарушили требования, предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

В связи с этим необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По данном делу установлены неустранимые сомнения в виновности ООО «АльфаТрейд» в совершении инкриминированного правонарушения. Эти сомнения в силу закона толкуются в пользу привлекаемого лица и устраняют возможность привлечения к административной ответственности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.6 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

При таких обстоятельствах решение Наримановского районного суда Астраханской области от 29 марта 2019 года и постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 21 января 2019 года № 18810130190121022647 (УИН), вынесенные в отношении ООО «АльфаТрейд» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение Наримановского районного суда Астраханской области от 29 марта 2019 года и постановление заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 21 января 2019 года № 18810130190121022647 (УИН), вынесенные в отношении ООО «АльфаТрейд» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Астраханского

областного суда Н.Н.Берстнева