ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-47/20 от 19.02.2020 Амурского областного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

19 февраля 2020 года город Благовещенск

Судья Амурского областного суда Аксаментова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Джелтулак Лес» Ли Е.В. на решение судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Джелтулак Лес",

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 586 от 13 августа 2019 года юридическое лицо ООО «Джелтулак Лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

Решением судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 ноября 2019 года жалоба защитника ООО «Джелтулак Лес» Ли Е.В удовлетворена частично. Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 586 от 13 августа 2019 года, изменено, исключено из мотивировочной части указание: «Так, 30.07.2019 года, в отношении ООО «Джелтулак Лес» вынесено постановление по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и назначен штраф на сумму 60000 (шестьдесят тысяч) рублей»; в остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Амурский областной суд, защитник ООО «Джелтулак Лес» - Ли Е.В. просит постановление должностного лица и решение судьи Селемджинского районного суда отменить, материалы дела направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о времени совершения правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований закона и лишает юридическое лицо возможности определить срок давности привлечения Общества к административной ответственности.

В письменных возражениях начальник отдела министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Ф.И.О.4, не соглашаясь с доводами жалобы, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Законный представитель юридического лица – генеральный директор ООО «Джелтулак Лес» ФИО1, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании защитник юридического лица Ли Е.В. доводы жалобы поддержала. Указывала, что судьей районного суда при рассмотрении жалобы проверен порядок извещения Общества о времени составления протокола об административном правонарушении, при этом не дана оценка соблюдению требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Обращала внимание на то, что сроки исполнения требований противопожарной безопасности договором аренды либо иным нормативным актом не определены. Считала, что постановление по делу не может быть признано законным, поскольку за эти же нарушения ООО «Джелтулак Лес» привлечено к ответственности постановлением должностного лица №909 от 09 ноября 2019 года. Данное постановление обжалуется в судебном порядке в районном суде.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Джелтулак Лес» Ли Е.В. прихожу к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (ч.2 ст. 53 ЛК РФ). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 53 ЛК РФ).

30 июня 2007 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно п.5 Правил пожарной безопасности в лесах мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 г. N 161 установлены нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Эти нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов.

Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Как следует из материалов дела, в пользовании ООО «Джелтулак Лес» находится лесной участок на территории ГКУ Амурской области «Норское лесничество» площадью 111636 га, переданный Обществу для проведения работ по заготовке древесины на основании договора аренды лесного участка №48 от 15 декабря 2009 года

На основании проекта освоения лесов к вышеуказанному договору аренды лесного участка, утвержденному положительным заключением государственной экспертизы от 15.01.2015 № 222, ООО «Джелтулак Лес» обязано в 2019 году выполнить противопожарные мероприятия.

Согласно п. 13 договора аренды лесных участков от 15 декабря 2009 года №48 арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

Меры пожарной безопасности на лесном участке, переданном в аренду по указанному договору, осуществляются на основании проекта освоения лесов (раздел 5), в котором подразделом 5.3 определена потребность в пожарной технике, оборудовании, снаряжении. При этом определено, что такие средства пожаротушения как трактора, пожарная мотопомпа, укомплектованная пожарно-техническим вооружением, пожарное оборудование: съемные цистерны, резиновые емкости для воды, мобильные средства пожаротушения должны находится в пункте сосредоточения постоянно.

20 марта 2019 года сотрудниками ГКУ Амурской области «Норское лесничество» в отношении ООО «Джелтулак Лес» проведена проверка укомплектования пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, предусмотренного проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка №48 от 15.12.2009 года.

В ходе проверки выявлено, что на пункте сосредоточения противопожарного инвентаря отсутствуют 4 трактора, пожарная дружина в количестве 10 человек, торфяные стволы в количестве 3 штук.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Джелтулак Лес» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.

Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья Селемджинского районного суда Амурской области пришел к правильному выводу о доказанности факта административного правонарушения и вины ООО «Джелтулак Лес» в его совершении.

Фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении №09/35 от 03 апреля 2019 года (л.д.18), актом проверки подготовки к пожароопасному сезону 2018 года от 20 марта 2019 года (л.д.22-24), выпиской из проекта освоения лесов (л.д.25-33) и другими материалами дела.

Факт неукомлектования пункта сосредоточения противопожарной техникой, оборудованием и пожарной дружиной не отрицается и самим юридическим лицом.

Вопреки доводам жалобы судьей Селемджинского районного суда обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, выяснены полно, всесторонне и объективно. Исследовав все доказательства, добытые по делу об административном правонарушении, и оценив их по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Селемджинского районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Джелтулак Лес» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с указанным выводом судьи районного суда не имеется.

Оснований для исключения протокола об административном правонарушении из числа доказательств не имеется, поскольку он составлен в соответствии со ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе указана дата обнаружения административного правонарушения.

Правонарушение, по факту совершения которого в отношении ООО «Джелтулак лес» было возбуждено дело об административном правонарушении, является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть по данному делу 20 марта 2019 года.

В соответствии ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях" постановление по делу об административном правонарушении в области законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Доводы защитника о том, что юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения являлись предметом проверки и оценки судьи районного суда. Исследовав в судебном заседании постановления должностных лиц министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 524 от 30.07.2019 года, № 585 от 13 августа 2019 года, №678 от 26 августа 2019, №586 от 13августа 2019 года судья Селемджинского районного суда пришел к верному выводу о том, указанными постановлениями Общество привлечено к административной ответственности за совершение четырех однородных правонарушений. Оснований для признания их единым административным правонарушением судья обоснованно не усмотрел.

Ссылка защитника в судебном заседании на постановление должностного лица министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 909 от 09 ноября 2019 года, не может повлечь отмену решения судьи Селемждинского районного суда от 29 ноября 2019 года, поскольку указанное выше постановление в материалах дела отсутствует, и предметом судебной проверки по настоящему делу не является.

Действия ООО «Джелтулак Лес» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание юридическому лицу назначено с учетом характера и степени административного правонарушения, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность – повторного совершения юридическим лицом однородного правонарушения в течение года, отсутствии обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения настоящей жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены постановления судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 ноября 2019 года, не усматриваю, в связи с чем жалоба защитника ООО «Джелтулак Лес» - Ли Е.В. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 29 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Джелтулак Лес», оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Джелтулак Лес» - Ли Е.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Амурского

областного суда Т.Г. Аксаментова

1версия для печатиДело № 7-47/2020 (Определение)