ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-47/21 от 23.04.2021 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

РЕШЕНИЕ

по делу № 7-47/2021

Судья Чимова З.В. № 7-47/21

г. Черкесск 23 апреля 2021 года

Судья Верховного Суда КЧР Чотчаев Х.О., с участием представителя Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И. – Хачукова А.Р. по доверенности от 12.04.2021 г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И. на решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 24 февраля 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии мэрии МО г. Черкесска № 008352 от 09 ноября 2020 года Генеральный директор ООО «Управление жилищного хозяйства №2» Темиров Ш.И. привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 4 Закона К-ЧР от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях»-неисполнение или ненадлежащее исполнение части 2 пп.1.3.3 п.1.3. «Правил благоустройства территории муниципального образования города Черкесска», утвержденных решением Думы муниципального образования города Черкесска от 27.10.2017 № 16, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Темиров Ш.И. обратился в Черкесский городской суд КЧР с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производство по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 24 февраля 2021 жалоба Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И. оставлена без удовлетворения, постановление административной комиссии - без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд КЧР Генеральный директор ООО «Управление жилищного хозяйства №2» Темиров Ш.И. просит решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 24 февраля 2021 года и постановление административной комиссии муниципального образования г. Черкесска №008352 от 09 ноября 2020 года отменить, производство по делу прекратить ввиду грубого нарушения требований законодательства РФ.

В письменных возражениях представитель мэрии МО г. Черкесска просит решение суда от 24.02.2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, заслушав представителя Генерального директора ООО «Управление жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И. – Хачукова А.Р. прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Решение суда первой инстанции не соответствует вышеуказанным требованиям.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются лишь в прямо предусмотренных частями 3, 3.1 статьи 1 Законом случаях.

Согласно пункту 4 статьи 2 данного Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В нарушение данного требования закона, 29 октября 2020 года комиссией был составлен Акт обследования общего имущества собственников помещений многоквартирного дома №65 по ул. Лободина г. Черкесска. По результатам обследования комиссия установила, что в ненадлежащем состоянии находятся козырьки над входами в подъезд, а именно козырьки поросли мхом, местами на козырьках растут мелкие деревья. На основании данного Акта №76 главным специалистом отдела жилищного контроля Управления ЖКХ мэрии муниципального образования г. Черкесска <ФИО> был составлен протокол об административном правонарушении от 29 октября 2020 года №010148.

В соответствии с частями 2,3 ст.14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, в том числе грубом нарушении лицензионных требований. Согласно статье 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.3 КоАП РФ, рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии со ст.4 Закона К-ЧР от 11 апреля 2005 г. № 40-рз «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых специально не установлена федеральными законами либо настоящим Законом.

Из вышеуказанного следует, что вменяемые органом муниципального жилищного контроля нарушения в действиях управляющих организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, подпадают под административную ответственность, предусмотренную ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Таким образом, Кодексом РФ об административных правонарушениях на федеральном уровне установлена соответствующая административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Вследствие чего, проведение вышеуказанных внеплановых выездных проверок в отношении ООО «УЖХ №2», составление должностными лицами Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска протоколов об административных правонарушениях по ч.2 п.п.1.3.3 п.1.3 главы 3 «Правил

благоустройства территории муниципального образования г. Черкесска»

и последующее привлечение юридических и должностных лиц к административной ответственности является незаконным, выходит за пределы компетенций органов муниципального контроля.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" грубым нарушением признается нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится (ст.18 ФЗ № 294-ФЗ).

Согласно ч.1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Частью 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. «а» 4.1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры.

Закон К-ЧР от 11 апреля 2005 г. № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации, а также определяет органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.

Отдел контроля УЖКХ мэрии МО г. Черкесска в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, установленные Положением об отделе контроля городского хозяйства. В своей деятельности отдел руководствуется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и Муниципального контроля, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", решениями Думы муниципального образования города Черкесска, Положением об отделе контроля городского хозяйства. Осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства и санитарно-экологического состояния города.

Согласно ст.20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом муниципального контроля с грубым нарушением требований законодательства к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Доводы жалобы, что в многоквартирном доме №65 по ул. Лободина в г. Черкесске нет муниципального жилья в связи с чем, полномочий на проведение внеплановой проверки мэрия МО г. Черкесска не имела, нахожу обоснованными. При данных обстоятельства, проверка могла быть осуществлена Управлением государственного жилищного надзора КЧР.

При таких обстоятельствах постановление N 008352 от 09.11.2020 г. административной комиссии мэрии г. Черкесска, решение судьи Черкесского городского суда от 24.02.2021 г., вынесенные в отношении Генерального директора ООО «Управления жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И., подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу Генерального директора ООО «Управления жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И.- удовлетворить.

Постановление N 008352 от 09.11.2020 г. административной комиссии мэрии г. Черкесска, решение судьи Черкесского городского суда от 24.02.2021 г., вынесенные в отношении Генерального директора ООО «Управления жилищного хозяйства №2» Темирова Ш.И. о привлечении его к административной ответственности по ч.2 п.п.1.3.3, п.1.3. «Правил благоустройства территории муниципального образования г. Черкесска», утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Председательствующий

1версия для печатиДело № 7-47/2021 (Решение)